Темы: Современность и Тора, Тора и наука, Суббота, Еврейский закон, Медицина, Электроприборы
Иерусалимский медицинский центр «Шаарей Цедек» считается религиозным. Здесь работает в основном религиозный персонал, и именно сюда стараются попасть, если требуется госпитализация, религиозные люди. Перед сотрудниками больницы стоит весьма непростая задача: найти такие методы работы, которые предоставили бы возможность выполнять профессиональные обязанности по Субботам, не нарушая при этом заповеди. В обычной ситуации по еврейскому закону запрещено включать и выключать электричество, а как поступить, если, например, больному надо включить свет или нажать кнопку вызова медсестры.
Вот тут-то и приходит на помощь грама-переключатель (грама — арамейское слово, что в переводе означает — «косвенное действие»). Во времена Талмуда наши Учителя постановили, что человек в субботу вправе, если есть на то острая необходимость, осуществлять так называемые «косвенные» действия. В шаббат пациент, которому нельзя ходить, скажем, после операции, нажимает кнопку грама-переключателя, и на табло на дежурном посту отделения отодвигается «дверца», прикрывающая до наступления шаббата зажженную лампочку. И медсестра видит, что пациент в такой-то палате нуждается в помощи. В результате проблема решается без нарушения еврейских законов.
Кроме того, в медицинском центре «Шаарей Цедек» есть специальный телефон, не потребляющий электроэнергию, и ручки для врачей, позволяющие им записывать важные показания, не нарушая субботу, ибо через некоторое время (после шаббата, когда данные уже внесены в компьютер) сделанная запись исчезает.
Все эти приспособления — продукция Института Науки и Ѓалахи. Его создал около полувека назад, когда Израиль только появился на карте мира, раввин Леви-Ицхак Гальперин. Он возглавил это учреждение, и руководит им по сей день.
Главная задача института заключается в том, чтобы соединить современную науку с законами Торы, определяющими образ жизни религиозных евреев.
Институт расположен в Иерусалиме, в небольшом скромном здании у подножия горы Герцль. Здесь трудятся бок о бок раввины, ученые и инженеры.
На создание института Науки и Ѓалахи, точнее — на подготовительную работу, ушло почти девять лет.
— Направление наших поисков обусловлено самой жизнью, — рассказывает рав Гальперин, — «количество» солнечных лучей, проникающих в комнату, определяется размером окна. Так и в нашей работе. Ее масштабы определяются тем, сколько света, излучаемого Торой, может коснуться нашего мира… Цель института — соединить новейшие открытия в области химии, биологии, электроники и других наук с миром Ѓалахи.
Со времени основания Институт далеко шагнул в своих исследованиях. Именно к его сотрудникам обратился первый израильский космонавт Илан Рамон (член команды печально известного шаттла «Колумбия», трагически погибшего в 2003 году) с просьбой объяснить, как и когда нужно делать субботний кидуш на орбите, где солнце встает и заходит каждые полтора часа. — Определите, когда начинается шаббат на пусковой площадке, откуда стартовал шаттл, — ответили ему, — и начинайте отсчет с этого момента.
Многие «светские» компании в мире заинтересованы в том, чтобы их продукцию покупали религиозные евреи. Но тогда они должны найти такие технические решения, которые не идут вразрез с законами еврейской традиции. И тут на помощь приходит Институт Науки и Ѓалахи, снабжая фирмы соответствующими разработками.
— Новые разработки ведутся по двум направлениям, — рассказывает руководитель одного из подразделений института раввин Шмуэль Штраус. — Часть из них — решение проблем, которые ставят перед нашими сотрудниками «заказчики». Инициатором других становится рав Гальперин или кто-то другой из работающих у нас раввинов. Мы находим новый подход к определенному еврейскому практическому закону и рассылаем письма в инстанции, имеющие отношение к данному вопросу. Концепция обсуждается, уточняется с технической и практической точек зрения. Когда задача обретает конкретные очертания, за дело принимаются изобретатели.
— Институт — уникальная организация, — говорит глава одной из торговых компаний Ицхак Стейнберг. — Его сотрудники разбираются и в технике, и в еврейских законах. Поэтому они в состоянии сделать так, чтобы религиозные люди могли пользоваться современными достижениями науки и техники. Недавно, к примеру, они приняли участие в разработке холодильников нового типа, которые снабжены микрочипом, позволившим программировать агрегат таким образом, чтобы в шаббат его компрессор и мотор работали в автоматическом режиме и не включались всякий раз при открытии дверцы.
Читайте: полный обзор по теме Еврейские законы — Алаха
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?