Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Иерусалимский медицинский центр «Шаарей Цедек» считается религиозным. Здесь работает в основном религиозный персонал, и именно сюда стараются попасть, если требуется госпитализация, религиозные люди. Перед сотрудниками больницы стоит весьма непростая задача: найти такие методы работы, которые предоставили бы возможность выполнять профессиональные обязанности по Субботам, не нарушая при этом заповеди. В обычной ситуации по еврейскому закону запрещено включать и выключать электричество, а как поступить, если, например, больному надо включить свет или нажать кнопку вызова медсестры.

Вот тут-то и приходит на помощь грама-переключатель (грама — арамейское слово, что в переводе означает — «косвенное действие»). Во времена Талмуда наши Учителя постановили, что человек в субботу вправе, если есть на то острая необходимость, осуществлять так называемые «косвенные» действия. В шаббат пациент, которому нельзя ходить, скажем, после операции, нажимает кнопку грама-переключателя, и на табло на дежурном посту отделения отодвигается «дверца», прикрывающая до наступления шаббата зажженную лампочку. И медсестра видит, что пациент в такой-то палате нуждается в помощи. В результате проблема решается без нарушения еврейских законов.

Кроме того, в медицинском центре «Шаарей Цедек» есть специальный телефон, не потребляющий электроэнергию, и ручки для врачей, позволяющие им записывать важные показания, не нарушая субботу, ибо через некоторое время (после шаббата, когда данные уже внесены в компьютер) сделанная запись исчезает.

Все эти приспособления — продукция Института Науки и Ѓалахи. Его создал около полувека назад, когда Израиль только появился на карте мира, раввин Леви-Ицхак Гальперин. Он возглавил это учреждение, и руководит им по сей день.

Главная задача института заключается в том, чтобы соединить современную науку с законами Торы, определяющими образ жизни религиозных евреев.

Институт расположен в Иерусалиме, в небольшом скромном здании у подножия горы Герцль. Здесь трудятся бок о бок раввины, ученые и инженеры.

На создание института Науки и Ѓалахи, точнее — на подготовительную работу, ушло почти девять лет.

— Направление наших поисков обусловлено самой жизнью, — рассказывает рав Гальперин, — «количество» солнечных лучей, проникающих в комнату, определяется размером окна. Так и в нашей работе. Ее масштабы определяются тем, сколько света, излучаемого Торой, может коснуться нашего мира… Цель института — соединить новейшие открытия в области химии, биологии, электроники и других наук с миром Ѓалахи.

Со времени основания Институт далеко шагнул в своих исследованиях. Именно к его сотрудникам обратился первый израильский космонавт Илан Рамон (член команды печально известного шаттла «Колумбия», трагически погибшего в 2003 году) с просьбой объяснить, как и когда нужно делать субботний кидуш на орбите, где солнце встает и заходит каждые полтора часа. — Определите, когда начинается шаббат на пусковой площадке, откуда стартовал шаттл, — ответили ему, — и начинайте отсчет с этого момента.

Многие «светские» компании в мире заинтересованы в том, чтобы их продукцию покупали религиозные евреи. Но тогда они должны найти такие технические решения, которые не идут вразрез с законами еврейской традиции. И тут на помощь приходит Институт Науки и Ѓалахи, снабжая фирмы соответствующими разработками.

— Новые разработки ведутся по двум направлениям, — рассказывает руководитель одного из подразделений института раввин Шмуэль Штраус. — Часть из них — решение проблем, которые ставят перед нашими сотрудниками «заказчики». Инициатором других становится рав Гальперин или кто-то другой из работающих у нас раввинов. Мы находим новый подход к определенному еврейскому практическому закону и рассылаем письма в инстанции, имеющие отношение к данному вопросу. Концепция обсуждается, уточняется с технической и практической точек зрения. Когда задача обретает конкретные очертания, за дело принимаются изобретатели.

— Институт — уникальная организация, — говорит глава одной из торговых компаний Ицхак Стейнберг. — Его сотрудники разбираются и в технике, и в еврейских законах. Поэтому они в состоянии сделать так, чтобы религиозные люди могли пользоваться современными достижениями науки и техники. Недавно, к примеру, они приняли участие в разработке холодильников нового типа, которые снабжены микрочипом, позволившим программировать агрегат таким образом, чтобы в шаббат его компрессор и мотор работали в автоматическом режиме и не включались всякий раз при открытии дверцы.

Читайте: полный обзор по теме Еврейские законы — Алаха


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?