Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Мудрецы, Талмуд, История еврейского народа, Амораим, Реувен Пятигорский
Амора (толкователь, оратор, учитель; во множ.числе амораим) — мудрец эпохи составления Талмуда. Период амораев начался с завершения редакции Мишны раби Йеудой Анаси (начало третьего века принятой эры). Длился он без малого три столетия, включив в себя такие эпохи и события как правление Сасанидов в Вавилонии, признание христианства официальной религией Рима, завершение работы над Иерусалимским Талмудом, раздел Римской империи, захват Рима ордами варваров и, наконец, заключение Вавилонского Талмуда. Принято весь этот период делить на ряд поколений. Приводим имена наиболее выдающихся мудрецов — отдельно для Эрец Исраэль и Вавилонии (в последней наиболее известные центры Торы располагались сначала в Суре и Неардее, затем в Пумбедите и Суре)
Эрец Исраэль. Первое поколение: раби Ошея, раби Янай, раби Ханина, раби Леви, Хизкия, раби Йоханан, раби Шимон бен Лакиш (Реш Лакиш), раби Симлаи.
Второе поколение: раби Ами, раби Аси, раби Хия бар Аба, раби Абау, раби Зейра.
Третье поколение: раби Ирмея, раби Йона, раби Йосе.
Вавилония. Первое поколение: Рав, Шмуэль, мар Уква.
Второе поколение: рав Уна, рав Йеуда, рав Хисда, рав Шешет, рав Нахман, Рава бар-бар Хана, Ула.
Третье поколение: Рава бар Уна, Раба бар Нахман, рав Йосеф бар Хия.
Четвертое поколение: Рава бар Йосеф бар Хама, Абае, Рами бар
Хама, рав Нахман бар Ицхак.
Пятое поколение: рав Папа бар Ханан, рав Завид, Амемар, рав Дими, рав Кеана, мар Зутра, рав Аши.
Шестое поколение: рав Иди, Мар бар Аши, рав Аха.
Завершают список — Равина бар Уна, последний амора из Суры, и рав Йосе, последний амора из Пумбедиты. После них начинается эпоха савораев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»