Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Во благо человека и для исправления его путей должны быть у него товарищи и друзья. Сказал царь Шломо: «Двое лучше одного» (Коэлет 4:9), и объяснил Раши, что много есть таких дел, которые делают вдвоем, а в одиночку их даже и начинать не следует. Поэтому необходимо приобрести себе друга. Продолжает далее Коэлет: «…ибо, если упадет (один из них), другой его поднимет». Объясняют Раши и Ибн Эзра, что если человек заболеет или упадет, товарищ поможет ему. И заканчивает Коэлет (4:12): «А нить, втрое скрученная, нескоро порвется».

Говорили еще: «Или хеврута (товарищ и напарник по учебе), — или смерть» (Таанит 23а), ибо хорошие и верные друзья крайне нужны человеку, как во всем, что касается тела и материальных забот, так и в том, что касается души (Орах мейшарим гл. 22).

Также и относительно изучения Торы сказали наши мудрецы: Разбейтесь на группы и учите ее, ибо приобретается она только в товариществе, как сказал раби Йосе бар Ханина: «“О чем сказано в Писании: “Меч на вещунов, и окажутся они глупцами…”? (Ирмияу 50:36) Меч на ненавидящих мудрецов Торы (завуалированный намек на самих мудрецов), сидящих поодиночке и занимающихся Торой. И доводит это их до глупости и до греха”» (Брахот 63б), ибо, когда ошибаются, некому их поправить.

Сказано в Мишне (Авот 1:6): «Приобрети себе друга». Пишет об этом Меири: «Даже в самом большом мудреце другие видят то, чего сам он в себе не видит».

И еще нуждаемся мы в друзьях по той причине, что человеку свойственно ошибаться, как пишет Месилат ешарим (гл. 22): «Мы должны понять, что сознание наше ограниченно и разум слаб чрезвычайно; глупость же велика и склоняет нас к ошибкам».

Не открывать своих тайн

Даже если есть у человека хороший друг, не следует вверять ему своих тайн. Сказали мудрецы наши: «Не говори того, что не должно быть услышано (другими), ибо, в конце концов, будет услышано» (Авот 2:5). Объясняет Рабейну Йона: «Следует остерегаться даже самой возможности разглашения. Поэтому нельзя раскрывать своих тайн даже самому любимому другу и говорить о них даже наедине с самим собой; следует лишь беречь их в глубине сердца, ибо, как говорят, даже стены имеют уши».

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?