Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

1995, русский перевод, Цви Вассерман

Посмотреть статьи по теме: Мессия и лже-Мессия - Машиах и псевдо-Машиах

на начало статьи

 

Стратегия, которой наши отцы придерживались в галуте

27. Святой муж Хофец Хаим, благословенна память о праведнике, часто говорил: в жизни человека бывают моменты, когда он должен принять решение по некоему вопросу, а он не знает, как поступить. Бывает и так, что проблема жизненно важна для него, и он приходит в отчаяние от того, что не видит выхода. И вот в такой момент кто-то шепчет ему в ухо: ведь ты можешь спросить совета у Самого Ашема! Может ли такое быть! — изумляется человек. Но в действительности, — говорил Хофец Хаим, — такая возможность предоставлена каждому человеку. Есть у нас Тора, содержащая ответы на все вопросы. Нет ничего, на что нет намека в Торе. Решение, которое мы находим в Торе, и есть совет Ашема. Следует знать, что, помимо повелений и запретов, в Торе записаны также советы, причем советы проверенные. И так же как вечна сама Тора, так вечны и ее советы. Например, человек всегда должен делить свои деньги на три части: треть пусть хранится в земле, треть да будет вложена в дело и треть находится в его распоряжении в виде наличных денег. Ибо, если его дело прогорит, он сможет начать новое дело. Это проверенный совет. Тот, кто ему не следует, не нарушает никакой заповеди, однако отказывается от хорошего совета. И еще Хофец Хаим часто повторял: нужны ясные глаза, чтобы видеть написанное в Торе и где оно записано. Ибо в Торе написано все. И если в ней содержатся советы отдельным людям, то тем более есть в ней четкие пометки относительно жизни народа Израиля. И среди прочего Тора разъясняет, каким должно быть в галуте отношение евреев с другими народами. Если в этом вопросе не следуют совету Тору, подвергают весь Израиль серьезной опасности. До последних поколений евреи вели галутную политику в соответствии с советом Торы. Мудрецы Мишны, прежде чем отправиться в Рим ходатайствовать об отмене антиеврейских постановлений, учили раздел Торы об отношениях между Яаковом и Эсавом, что помогало им вырабатывать стратегию действий (Рамбан на Берешит 33:15). Наше поколение умалило честь Торы. К Торе обращаются лишь с вопросами относительно произнесения Кадиша. Вопросы же стратегические, касающиеся всего Израиля, изъяли из ведения Торы и передали профессиональным политикам и писателям, ставшим лидерами поколения. Из какого же источника они черпают свои политические концепции? Естественно, из своей "Торы": "Будем как все народы". А Торой Ашема пренебрегают. По их мнению, так же как следует уподобляться гоям во всех сферах жизни, следует уподобиться им и в политике. Они не знают, а точнее, не желают признать истину, что если бы евреи всегда придерживались этой концепции "будем как все народы", то они, подобно многим могучим и многочисленным народам, исчезнувшим с лица земли, не оставили бы о себе никакого воспоминания.

Всякому мыслящему человеку ясно, что еврейская история движется по совершенно особому, уникальному пути, подобного которому нельзя найти ни у одного народа. Те, кто в еврейской политике пользуются общепринятыми концепциями, меряют фальшивыми мерками и взвешивают на неверных весах. Материю отпускают метрами, а молоко литрами. Наоборот поступают только сумасшедшие. Таковы наши новоявленные политики, измеряющие все подряд неподходящими мерками. Концепции, пригодные для народов, живущих на своей земле, совершенно не приемлемы для евреев. Разумная политика требует учета реалий. И насколько уникально наше положение среди народов, настолько должны быть уникальны наши политические концепции. Эти концепции записаны в Торе, которая все предвидела с самого начала и сообщила нам с самого начала. Тысячелетия доказали, до какой степени верны все идеи Торы. Каковы же они? "Тремя клятвами заклял Ашем Израиля: не бунтуйте против народов"...(Кетубот 111а) Евреи не должны быть революционерами. "Бойся Б-га, сын мой, и царя и с изменниками не общайся" (Мишлей 24:21). Предупредили нас: если будете соблюдать эти клятвы, — благо для вас, а если нет, — никто не взыщет вашу кровь, подобно крови оленя или дикого барана. "Я заклял вас оленями и полевыми ланями" (Шир аширим 2:7).

28. "Если ты видишь злодея, которому улыбается удача, не завидуй ему" (Брахот 7б), "Пойдем, Мой народ, войдем в Мои покои" (Иешаяу 26:20). В момент, когда ты видишь торжество нахальства, не стой перед ним, освободи для него место. Посмотри на Меня, ведь это Я предоставил ему возможность, как сказано: "Отвел назад Свою десницу" (Мидраш). Сказал раби Хия: если вы видите, что Эсав хочет спровоцировать вас, не восставайте против него, но спрячьтесь от него, пока не минует апогей его силы. Сказал раби Иеуда бар Шломо: обратился к Ашему Израиль: Владыка мира! Отец благословил его, что он будет жить мечом, и Ты согласился с ним. И Ты говоришь нам "прячьтесь". Куда же нам деваться? Ответил им Всевышний: если вы увидите, что он приближается к вам для зла, спасайтесь в Торе, как сказано: двиньтесь и повернитесь к северу. А "север"— не что иное, как Тора, ибо сказано: "С севера спасение праведным" (Дварим раба 1:19). Все эти высказывания говорят об одном: нельзя евреям вступать в открытый бой с их преследователями. Это правило соответствует положению евреев в галуте. Один мудрец сказал: хорошо воевать с неприятелем, если я сильнее его, а он порядочней меня. Но если он сильнее меня, а я порядочней его, разумней воздержаться от битвы. Различные Аманы, восстающие на нас, превосходят нас силой и много не добирают в честности. Выходит, нет никакого смысла тягаться с ними в открытом бою. Тора и молитва — вот оружие евреев. "Мы возопили к Ашему, Б-гу наших отцов, и Он услышал наш вопль" (Дварим 26:7). Нет у нас иной силы, кроме той, что в устах. И помогает нам вопль, направленный к небу. Но давайте не будем взывать к "цивилизованному миру" или к "содружеству наций".

29. "Для чего вам выказывать себя перед вашими братьями сынами Эсава и сынами Ишмаэля". В этих словах ясное предупреждение — не давать народам мира повода смотреть на нас и общаться с нами. Чем меньше народы будут обращать на нас внимание и заговаривать с нами, тем лучше будет для нас. Но в тот час, когда нам запрещают соблюдать заповеди Торы, мы должны быть тверды как гранит и не уступать даже в малом. Когда Нэвухаднэцар повелел поклониться идолу, Ханания, Мишаэль и Азария отказались подчиниться приказу и сказали ему: "Царь Нэвухаднэцар! Если сказано "царь", то зачем "Нэвухаднэцар"? Если "Нэвухаднэцар", зачем "царь"? Это значит, что сказали ему следующее: "Для налогов и царской службы ты — царь, и мы тебе подчиняемся. Но если ты хочешь заставить нас отказаться от нашей Торы, ты не царь, а просто Нэвухаднэцар и ничем не отличаешься от любой собаки" (Раши на Даниэль 3:16).

30. Вот вкратце указания Торы об отношениях с другими народами, и в соответствии с этими указаниями евреи вели себя во все века вплоть до последнего времени, когда появились в нашей среде "лидеры", отказывающиеся считаться с Торой и ее советами. Эти "лидеры" ведут еврейскую политику в направлении, противоположном истинному. С кем мы воюем сейчас? С самыми мощными в мире государствами. Стоит ли нам проклинать их, собирать конгрессы и стрелять по ним газетными статьями, думая этим посеять страх в их сердцах? Еврейские газеты пыжатся доказать, что ненавистники Израиля — люди некультурные и недемократичные. Читают мораль казаку: "Стыдись, господин казак!" На врагов Израиля вовсе не действуют подобные нотации, и они не собираются раскаиваться, тем не менее наши газеты не прекращают своей "ценной" деятельности и продолжают обращаться к дереву и камню. И действительно, нам есть что сказать, но только самим себе. Следует говорить о различных "измах", которых развелось видимо-невидимо, однако именно об этом не догадываются наши писатели. "Твои пророки (ораторы и писатели) пророчествовали тебе пустое и вздорное и не раскрывали твоих грехов, способных привести к раскаянию; вещали тебе о лживых идеалах и иллюзиях" {Эйха 2:14). Известно, что и в пророческую эпоху было немало лжепророков. И когда истинные пророки вопили: "Познай, Иерусалим, свои мерзости", лжепророки называли их "виновниками бед Израиля, возводящими напраслину на святой народ". Истинные пророки без колебания подвергали опасности свои жизни: "Свое тело я отдал во власть бьющих и свои щеки — терзающим" (Иешаяу 50:6). А лжепророки тогда же возлежали за столом нечестивой Иезевели. Истинные пророки стремились пробудить Израиль от спячки, в то время как лжепророки ставили перед собой прямо противоположную задачу: навеять Израилю сладкие сны. И понятно почему: значительно проще плыть по течению, чем против него. Сегодня нет у нас истинных пророков, а вот лжепророков, национальных и интернациональных, предостаточно. Евшие некогда за столом Иезевели кормятся сегодня от различных фондов. И так же как некогда народ Израиля заплатил страшную цену за то, что слушал лжепророков, так и сегодня он платит по подобному счету.

31. Распад нашего народа на различные еретические партии, начиная с реформаторов и кончая "почти харедимными" — величайшее из проклятий, свалившихся нам на голову. Нет единства, да оно и невозможно в армии, лишенной дисциплины. Нет признанных всеми авторитетов. В дни, когда Тора правила Израилем, народ подчинялся дисциплине и признавал верховность Торы. Сегодня мы заменили верность Торе верностью партиям. Вместо того чтобы прислушиваться к нашим мудрецам, мы внемлем партийным лидерам. Т.е. вместо того чтобы верить истинным пророкам, мы верим пророкам лжи. Но ложь очень дорого нам стоит, и приходится платить по счетам сполна.

32. Резюме: все то время, пока наши лидеры блуждают в потемках, объявив войну Всевышнему, нет никаких шансов на улучшение положения. Напротив, оно ухудшается с каждым днем. Есть только один выход: заключить мир с нашим небесным Отцом, стражем Израиля. Лишь тогда Израиль добьется мира.

Национальная идея

33. Отцом современной еврейской национальной идеи считают редактора журнала Ашахар, жившего около шестидесяти лет назад. Всю свою жизнь этот человек с превеликой страстью боролся с Торой. Очевидно, он полагал, что Тора приказала долго жить, что следует найти ей замену, и в качестве таковой предложил национальную идею. В сущности, это изобретение не было оригинальным. В те дни бушевала война на Балканах, и все небольшие балканские народы, вооружившись национальной идеей, пытались избавиться от турецкого ига. И тогда возникла идея пересадить уже сформировавшийся росток на еврейскую почву.

34. Суть этой концепции такова: для того чтобы считаться евреем, необходимо лишь обладать национальным самосознанием. Ученики маэстро развили его учение, заявив, что и вероотступник может считаться евреем по национальности. Что же думает Тора по поводу концепций подобного рода? На эту тему есть конкретные четкие законы. В тридцати шести местах Тора предостерегает нас по поводу гера, которого следует нежить, как нежит отец своего единственного сына. Каково происхождение гера? Пусть он будет хоть из потомков Амана, все равно он считается гером. И, напротив, к сыну величайшего в Израиле мудреца, изменившему еврейской вере, относится принцип "опускают, но не подымают", он в наших глазах хуже собаки, на которую не распространяется заповедь "опускания". Мы должны знать, что в соответствии с нашими взглядами происхождение как таковое, помимо Торы, лишено всякой ценности, и что национальная идея есть не что иное, как новый идол. По проше-

ствии некоторого времени национальная идея родила отпрыска по имени "национально-религиозная идея". Это имя служит доказательством, что определение "религиозный" само по себе не достаточно и его следует дополнить определением "национальный". Как таковое оно является отрицанием одной из основ веры. Сказано: "Тора Ашема цельна" (Теилим 19:8); нет в ней никакой нехватки, и порока тоже в ней нет. Нас предупредили: "Не прибавляйте! Тот, кто прибавляет, на самом деле отнимает" (Санхедрин 29а). Если национальная идея — чистой воды идо-лослужение, то идея религиозно-национальная есть идолослуже-ние через соучастие. ("Идолослужение через соучастие" — вид идолослужения, при котором человек верит в то, что в мире есть один правитель, но полагает, что этот правитель может передавать часть своих прерогатив своим творениям.) По правде говоря, уже в далеком прошлом пытались добавить к нашей Торе еще одну Тору. Рамбам в своих письмах пишет, что с того самого дня как была дана Тора, восстают, чтобы воевать с ней с помощью различных ухищрений. Сначала пробовали действовать с позиции силы. На это у нас есть обещание: "Никакое оружие с тобой не совладает" {Иешаяу 54:17). Затем против нас выступили златоусты с дискуссиями и подстрекательствами. И на это есть у нас обещание: "Всяк язык, что станет с тобой судиться, ты посрамишь" (там же). По прошествии некоторого времени придумали новый способ нас извести. "В Торе есть много хорошего, но следует кое-что к ней добавить".

Ухищрения, о которых напоминает Рамбам, приходили к нам извне, от других народов. В эпоху перед приходом Машиаха всеми этими уловками пользуются наши собственные отступники. И когда есть возможность, то не брезгают и силой. В стране красных безбожники из нашей среды преследуют кашерных евреев с невероятной жестокостью. В других местах за недостатком физической силы пользуются иными способами и топчут Тору статьями и речами. Третий метод борьбы — добавление своей "Торы" к нашей Торе — нашел свое воплощение в деятельности национально-религиозного крыла.

35. Эти последние внесли немало путаницы во мнения и понятия. До их появления было совершенно ясно, что евреем считается только тот, кто соблюдает Тору. Отрицающий Б-же-

ственность Торы приравнен к выкресту, и нет у него с нами никакой связи. Национально-религиозные утверждают нечто другое: хоть такой еврей отрицает основы Торы, он все же обладает национальным самосознанием, и поэтому он из наших. Алаха утверждает: "Того, кто лишен страха перед Небесами, запрещено назначать на ответственный еврейский пост" (Рамбам, Законы о царях 1:7). А эти люди объявляют отступников кашерными евреями, провозглашая их "лидерами Израиля".

36. Сказано: "Тигель для серебра, печь для золота, а человек — по своему восхвалению". Серебро проверяется тиглем, золото — плавильной печью, а человек? Как проверить, каково внутреннее содержание человека? Посмотрите, кого он хвалит. Если он всегда хвалит людей достойных, значит, и сам он хороший человек. Если же он хвалит нечестивцев, значит его место среди них. Послушав, кого восхваляют представители национально-религиозного лагеря, можно определить их внутреннее содержание. Ясно, что преданный Торе человек не станет любить ненавистников Торы. Почитающий Тору не станет чтить срамящих ее. "Нет, не напрасно воробей водится с вороном: оба они из одной компании. Воздающего почести нечестивцам поглотит огонь и погубит" (Рабейну Иона, Шаарей тшува).

37. Несмотря на то, что Тора предупреждает: "Запрещено присоединяться к нечестивцам даже для исполнения заповеди", эти люди говорят: "Нет, неверно! Именно присоединившись к нечестивцам, мы укажем им истинный путь". Померещилось им, что они мудрее и милостивее Торы. Тора предупреждает: "Не будь сверхсправедливым". "Сверх" означает более требуемой меры. Какова эта мера? Тора устанавливает и ее, и не следует человеку быть "справедливее" Торы. Рассказывают от имени ра-би Исраэля Салантера: бывает, что человек хочет сделать некое дело, зная, что оно противоречит мнению Торы. Человек убеждает себя, что это дело принесет большую духовную пользу, спасет еврейство. Чему это подобно? Гаон приводит такую притчу. Царь послал своего министра с государственным поручением к другому царю и так предостерег его: если министры той страны захотят заключить с тобой пари, не делай этого ни в коем случае. Царь несколько раз повторил свое предостережение — ни в коем случае! Министр прибыл в далекую страну и исполнил свою миссию. Когда он уже готовился к возвращению, министры той страны сказали ему: "Оказывается, господин министр горбат!" "Неправда, — ответил тот, — никогда не было у меня горба". "Поспорим — стояли на своем царедворцы, — на миллион серебром, есть ли у его превосходительства горб или нет?" Тут вспомнил министр предостережения своего государя. "Однако, — стал он размышлять, — исход пари не подлежит сомнению. Так отчего же мне не согласиться и не добавить столь внушительную сумму к царской казне?" И он заключил пари. Министра раздели, и все убедились в том, что никакого горба у него нет. Заплатили ему выигранные деньги, и счастливый и довольный вельможа отправился домой. По прибытии на родину он предстал перед царем и отчитался во всем, что с ним произошло. Сказал ему царь: "Когда я предупреждал тебя, знал я о чем и для чего это необходимо. Министры той страны заключили со мной пари на сумму, в сто раз большую, что им удастся раздеть моего министра догола. Ты выиграл миллион, а я из-за тебя лишился девяноста девяти миллионов".

Смысл притчи ясен. Если человек полагает, что, несмотря на предостережения Торы, некое запрещенное ею дело принесет большую пользу, ему следует сказать: эту пользу, о который ты говоришь, Тора провидела изначально. И если она запретила идти этим путем, это потому, что нет в нем никакой пользы, а есть лишь один ущерб. Тора, безусловно, предвидела, каким будет результат союза с нечестивцами. Вместо того чтобы обратить нечестивцев к истине, представители национально-религиозного лагеря стали верными учениками безбожников, которые направили весь их энтузиазм и силу на тайную и явную борьбу с миром Торы. Они говорят, что играют роль моста между религиозным и светским лагерями. Но обычно люди движутся по мосту в обоих направлениях. А мост национально-религиозный пропускает их только в одну сторону: по нему уходят и не возвращаются. Пророк Хаги говорит: "Если человек несет в поле своей одежды мясо святой жертвы и полой касается хлеба или похлебки... разве то, чего он коснулся, освятится? Коэны отвечали и сказали: нет! Тогда Хаги сказал: а если нечистый коснется всего этого, то осквернится ли? Коэны отвечали и сказали: осквернится! На это Хаги ответил и сказал: так и этот народ..." Смысл этих слов в том, что одно лишь прикосновение святыни не делает предмет святым, но нечистое касание оскверняет. Тора свидетельствует: "Благословен муж, не ходивший по совету нечестивцев", потому что, если пойдет, то в результате встанет (на путь грешников), а если встанет (на путь грешников), то в результате сядет (в компании шутов), а если сядет (в компании шутов) и т.д. Свидетельства Торы вечны и относятся ко всем эпохам и ко всем обстоятельствам. Тот, кто считает свою ситуацию исключительной, просто-напросто глуп и высокомерен, а прислушивающийся к советам Торы благословен.

Эрец Исраэль

38. Эрец Исраэль занимает в Торе важнейшее место. С ней связаны три раздела Талмуда: Зераим, Кодашим и Тоорот. Да и значительная часть остальных разделов тоже связана с Эрец Исраэль. Есть несколько трактатов в разделе Моэд. Йома, Шека-лим, Хагига, последняя часть Песахим, последние части Суккот, Таанит, в разделе Нашим: Назир, Сота; в разделе Незикин: Сан-хедрин, Макот, Орайот. Мы видим, что почти две трети Талмуда связаны с Эрец Исраэль. Такую же пропорцию мы находим и в Пятикнижии. Ясно, что Эрец Исраэль жизненно важна для народа Израиля, и, кроме того, поселение в Эрец Исраэль является самостоятельной заповедью. С другой стороны, уже два тысячелетия мы существуем вне Святой Земли, но, несмотря на тяжелые и горькие условия жизни, все-таки не пропали и не исчезли. Возникает вопрос: смогли бы мы выжить, если бы остались на две тысячи лет без Торы? Ответ ясен: без Торы Израиль не просуществует и ста лет. Перед нашим взором страшная картина большевистской России. Двадцать лет как начали бесчинствовать евсеки, выкорчевывая посредством жестоких истребительных декретов даже самую память о Торе, и уже и следа еврейства не осталось в этой стране. Лишь предыдущее поколение еще хранит остатки еврейства, молодежь же не имеет никакого представления о том, что значит быть евреем. И мы видим, что без Торы не в состоянии просуществовать и двадцати лет, в то время как без Эрец Исраэль мы продержались два тысяче-

летия. С чем это можно сравнить? Человеку для жизни необходимы воздух и пища. Что делать, если ему нахватает их обоих, и чем он должен обеспечить себя в первую очередь? Ясно, что без воздуха некому будет есть хлеб. Эрец Исраэль необходима еврейскому народу, но мы все еще не удостоились ее. И Тора необходима Израилю, и мы свидетели страшной картины ее угасания, потому что большая часть сегодняшней молодежи оторвана от нее. О чем же мы должны заботиться в первую очередь: о Торе или об Эрец Исраэль? Нам нужна Эрец Исраэль, но без Торы мы не сможем существовать как евреи. Поэтому следует в первую очередь беспокоиться об евреях, а уж во вторую — о земле для них. Что мы делаем сегодня? Нарушаем порядок! Кричим беспрерывно: "Цион! Цион!", вместо того чтобы кричать "Тора! Тора! Что же станет с ней?" Без Торы мы беспомощны, и наше положение безнадежно. С Торой — нет никого в мире сильнее нас, и это не преувеличение, а истина, которую подтверждает наша трехтысячелетняя история. Овладение Эрец Исраэль не зависит от нашего желания — "Если Ашем не построит дом, напрасно трудятся строители", — но в наших руках распространять знания Торы в массах. Это зависит от нас, и "помогают тому, кто пришел очиститься". Поселение в Эрец Исраэль — заповедь, но заселение Святой Земли отступниками, намеренно гневящими Б-га, — серьезный грех, а не заповедь. Это не строительство, а разрушение Земли. "Они вовсе не стражи города, а разрушители города" (Эйха раба). И такое разрушение тяжелее и опаснее любого опустошения, в которое народы мира ввергали Эрец Исраэль. Те разрушения служили искуплением для еврейского народа, но разрушение Земли руками евреев-отступников — тяжелейшее обвинение общине Израиля, которая снабжает безбожников миллионными средствами, а Торе оставляет гроши.

Основать еврейскую школу — несомненная мицва. И они основывают еврейские школы с одним "крохотным" изменением: вместо Торы там изучают безбожие. Но учителя строго следят за тем, чтобы оно изучалось строго на иврите. Так еврейская школа превращается в школу миссионерскую. Несомненная мицва — поставить во главе каждой еврейской общины рава, который будет указывать ей путь. И они приглашают "рабаним". Правда, те не большие специалисты в Шульхан арухе, но зато в совершенстве изучили современную национальную литературу. Таков результат исполнения "заповедей" без Торы. И эти заповеди соблюдаются с энтузиазмом и с особой преданностью. "Вот поднялись рано утром и предались разврату" (Шмот 32:6). Сказал раби Хия бар Аба: всякому разврату, который начинают с раннего утра, предаются с усердием и проворством (Иерусалимский Талмуд, Шекалим 1:1). Что же мы получим от новых "мицвот" и от новых Тор? Мы оставили Тору наших рабаним, наших святых учителей, и за это послали нам Небеса других "рэбе": Амана и его приятелей, которые преподносят нам наисовременнейшие концепции. Они будут учить нас до тех пор, пока мы не изрыгнем разом и "культуру", и "просвещение". И тогда наступит мир Израилю.

Вот что говорил святой муж Хофец Хаим. Сказано: "Много болячек у нечестивца, но благоволение окружает того, кто уповает на Ашема" {Теилим 32:10). Если человек мается желудком, ему дают горькое лекарство, которое, однако, помогает. Придумали покрывать горькое лекарство сладкой оболочкой, и так глотают его, не ощущая при этом горечи. Так вот, болезни, посылаемые нечестивцу, служат горьким лекарством от его грехов. Но тому, кто уповает на Ашема, облекают лекарство в оболочку благоволения, и так он глотает его. Упование на Ашема избавляет его от ощущения горечи лекарств.

Стих "Вы стоите сегодня" (Дварим 29:9) Раши объясняет следующим образом: страдания ставят вас на ноги и обеспечивают ваше существование. Казалось бы, это объяснение подходит к стиху "Не увидит зла в Яакове", но там Раши говорит, что Ашем не вглядывается в зло, чинимое евреями. Как понять эти слова? Мудрецы говорят: "Пусть у того, кто говорит, что Всевышний уступчив (т.е. снисходителен к прегрешениям), перестанут функционировать внутренности". Вроде бы эти два высказывания противоречат друг другу? Но и то, и другое сущая правда. Всевышний действительно не собирается выискивать грехи Израиля, но и на Небесах существует порядок: "Каждый человек, совершающий грех, приобретает себе тем самым одного обвинителя" (Авот 4:13), и этот обвинитель не молчит. Он говорит и предъявляет доказательства. И отвести его с легкостью невозможно, ибо "Царь судом утверждает землю". И как на земле судья не вправе освободить обвиняемого, будь он самый закадычный его друг, если обвинитель предъявляет несомненные доказательства вины, так поступает и небесный суд в час, когда множатся обвинения против Израиля, не дай Б-г, и есть доказательства, ясные свидетельства его вины, которые нечем отвести. Как поступит Всевышний? С одной стороны, следует обратить внимание на требования обвинителей, с другой же стороны, существует обещание "Я, Ашем, не изменился, и вас, сыны Яакова, Я не погублю" (Малахи 3:6). И тогда Всевышний насылает на евреев Амана, который преследует их с яростью и неистовством. А из того, что евреи становятся преследуемыми, произрастает их спасение. Среди качеств Создателя есть и сочувствие к преследуемому, даже если праведник гонится за нечестивцем. Поэтому Б-г может ответить на все обвинения тем, что Израиль гоним и что следует стать на его сторону. И по мере того как усиливаются и ужесточаются преследования, растут наши шансы на спасение. Если сегодня наши страдания достигли таких огромных размеров, несомненно, Всевышний будет на нашей стороне. "Разве Я могу довести до родов и не дать родить? — сказал Ашем". Т.е. в самую тяжелую пору изгнания придет час родов. Ясно, что сегодня мы проходим через серьезнейший из переломов, и ясно также, что роды уже близки. Амэн.

А нашим преследователям скажем: "Не радуйся, мой враг. Как я упал, так и встану. Даже когда я сижу во тьме, Ашем светит мне. Гнев Ашема я снесу, ибо грешил против Него. Покуда Он не станет вести за меня битвы, вершить мои суды, покуда не выведет меня на свет, и я узрю Его праведность. Увидит это мой враг, и покроет его стыд, ибо он говорил мне: где же Ашем, твой Б-г? Мои глаза увидят, как он будет попран подобно простой глине... Народы увидят и устыдятся при всей своей силе, закроют рот рукою; их уши оглохнут... Будут лизать прах, как змеи, как пресмыкающиеся. Встревожатся в своих укреплениях перед Ашемом, нашим Б-гом, убоятся и устрашатся Тебя" (Миха 7:8-10, 16-17).


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?