Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Семья печатников и издателей, оставившая значительные след в истории еврейского книгопечатания и еврейской культуры в России. Владели первой и самой значительной еврейской типографией — сначала в Гродне, потом в Вильне.

Основал дело гродненский книготорговец (мойхер сфойрим) Барух бен Йосеф. После его смерти (1803) оно перешло в руки сына, Менахема Манеса Ромма, сумевшего объединить всех виленских издателей в одну компанию «Манес унд Земель», которая начала с издания Торы (1830), а затем приступила к Вавилонскому Талмуду (1835—54). Острое соперничество со знаменитой хасидской типографией Шапиры в Славуте привело к вмешательству властей, которые закрыли все еврейские типографии Российской империи, кроме киевской и виленской. С 1863 года типография носила название, которое можно увидеть на большинстве современных «перепечаток» с Талмуда — «Типография вдовы и братьев Ромм».

С семьей Ромм работали многие выдающиеся раввины. При их тесном содействии в 1880-86 годах было осуществленно издание трактатов Талмуда, проверенное по рукописям, с добавлением многих новых комментариев. Оно до сих пор считается непревзойденным по качеству и надежности материала, а также с точки зрения графического оформления. На титульных листах, выполненных гравером Авнером Грилихом, изображены две колонны, стоявшие в Храме царя Шломо, — Боаз и Яхин. Эти изображения стали настолько популярными, что ими — без всяких изменений — и сегодня украшают титулы печатных изданий Торы, Мишны, Шульхан-Аруха и т.д.

Просуществовало издательство до 1940 года. При оккупации Литвы оно было разграблено советскими властями.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.