Из цикла «Гадоль из Минска», темы: Гадоль из Минска
Йерухам продолжал идти своим путем и даже после разговора с р.Я-М.Падве он не мог заставить себя сблизиться с обитателями бейт мидраша, изучающими Тору общепринятым методом. По своей природе он любил только истину, в любом деле стремился докопаться до корня и постичь источник явления — одно простое и понятное объяснение, которое с его точки зрения выглядело правильным и истинным, было ему дороже тысячи тысяч головокружительных пильпулей и головоломных «открытий». И он был, по-прежнему, одинок и предоставлен самому себе.
В те дни, в доме р.Я.-М.Падве, ему довелось снова встретиться с даяном Яаковом, который еще в хедере обратил на него внимание. Убедившись, что первое впечатление не обмануло — юноша крепнет и мужает день ото дня так, что скоро станет в ряд выдающихся ученых, даян Яаков задумал выдать за него свою дочь. И он приступил к делу с продуманностью и предусмотрительностью, свойственной мудрым людям, стараясь прежде всего завоевать сердце юноши. Даян Яаков сказал ему:
— Почему ты, мой милый, не выполняешь изречение мудрецов о том, что «Тора постигается только при совместном изучении»[1]. Ведь написано: «сидят мудрецы и изучают Тору друг с другом», а ты отделяешься и отстраняешься от всех?
И ответил юноша:
— Мудрецы сказали очень точно: «друг с другом». Т.е., если два друга, у которых общий подход к изучению Торы, тем не менее отдаляются друг от друга, мудрецы их осуждают и порицают. Но если люди по своей природе совершенно различны, то им запрещено заниматься вместе, как, по закону Торы, запрещено скрещивать различные виды животных или растений. И такое «сотрудничество» принесет больше вреда, чем пользы. А что я могу поделать, если моя душа не принимает их методы изучения и ненавидит их пути изучения Торы беспредельной ненавистью?
И сказал ему даян:
— Вот тебе моя рука, и давай по несколько часов каждый день заниматься вместе.
Юноша согласился — при условии, что их стили исследования окажутся совместимыми. И даян Яаков, пожилой раввин, знаток Торы, прославленный необычайной остротой своего ума, сдерживая себя, постарался подстроиться к своему маленькому напарнику; а когда увидел, что юноша значительно превосходит его силой логики и анализа, то повел себя как послушный ученик, предоставив ему право определять пути исследования и приоритетные направления. Так они сотрудничали, дополняя друг друга — у одного были большие знания и опыт, у другого — удивительная быстрота постижения и неумолимая логика.
И пока они совершенствовали и «оттачивали» друг друга в совместном постижении закона, душа юного ученика, оказавшегося в роли учителя, привязалась к душе старого учителя, оказавшегося в роли ученика. И вскоре даян Яаков приблизился к осуществлению своего замысла. Он вступил в переговоры с родителями Йерухама, а затем предложил ему свою дочь в жены. И когда юноше исполнилось тринадцать лет, он женился.
Даян Яаков взял молодого зятя к себе в дом, на полное содержание. По прошествии положенного срока у молодоженов родился сын.
В доме тестя Йерухам всецело отдался изучению Торы, занимаясь с удивительной усердием и самоотдачей, счастливый и радостный. И хотя тесть жил в стеснении и бедности, обычной для раввинов и даянов в те дни, он старался изо всех сил удовлетворить все потребности горячо любимого зятя, чтобы тот мог, не прерываясь, продолжать изучение Торы. Да и потребности Йерухама были невелики, ведь он привык довольствоваться самым необходимым. Он часто спрашивал тестя: «Почему вы, наш учитель, столько хлопочите для меня — ведь вы знаменитый ученый, человек пожилой и больной, а я еще совсем молод и полон сил?». И даян Яаков, как правило, отвечал: «Потому что “я построил тебе этот дом обитания”[2]. Я построил этот дом с двух сторон: ведь я сам был и сватом для жениха, и отцом для невесты, — все, только ради того, чтобы отдать свою дочь за такого человека, как ты. А построив этот “дом обитания”, я обязан обеспечивать тебя, как корабельщик Звулун[3] обеспечивал своего брата Иссахара[4], посвятившего себя изучению Торы».
[1] См. Брахот 63б.
[2] Ср. 1 Мелахим 8:13: «Я построил Тебе Дом Обитания, постоянное место для пребывания Твоего вовеки». С такими словами, завершив возведение Храма, обратился царь Шломо к Ашему.
[3] Игра слов: словосочетание бейт звуль (дом обитания) перекликается с именем сына Яакова — Звулуна, которое происходит от того же корня, что и слово звуль (жилище, обиталище). См. Берешит 30:20: «И сказала Лея: “…Теперь уж постоянно будет обитать у меня мой муж, ибо я родила ему шесть сыновей, — и назвала она сына именем Звулун”» (от слова избелени — «будет обитать у меня» — Раши).
[4] Имеется в виду договор между сыновьями Яакова — Звулуном и Иссахаром, согласно которому колено Звулуна, занятое морским промыслом, обязывалось содержать и кормить колено Иссахара, всецело посвятившее себя изучению Торы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?