Из цикла «Отрывки из книги «Обретая себя»», темы: Самопожертвование, Тшува, Меир Левин, Раби Акива, Изучение Торы, Рассказы
Примерно 19 веков тому назад на территории современного Израиля жили три, выражаясь современным языком, еврейских олигарха. Я не знаю, в чем именно заключался их бизнес, однако все трое были глубоко верующие добрые люди. Была у одного из них единственная дочь, красавица, умница, обладательница хорошего характера. Лучшие женихи мечтали о такой невесте, не говоря уже о тесте.
И вдруг несчастье свалилось на голову богача. Дочь-красавица влюбляется в невежду-бедняка вдвое старше нее! Человека, ненавидящего мудрецов! Отец так мечтал, что его зятем будет великий в Торе еврей… В гневе богач отказывается от дочки — он простил бы ей все, но отдать невежде все состояние…!? Лучше раздать его бедным и никогда, никогда не увидеть дочь!
Рахель в отчаянии. Она любит отца, но как объяснить ему, что ею движет? И что её решение это не простая игра гормонов, а осознанный выбор. Воистину, только великая душа способна увидеть в другом великую душу. Она сама объясняется с избранником, которому и в голову не могла придти этакая наглость: думать о дочке хозяина! Какое же качество увидела Рахель? По-моему, абсолютную честность. А вы как думаете?
Сорокалетнему человеку трудно начать учиться и вообще плыть против течения. А особенно трудно переносить насмешки. Приведу один пример. На американской военной базе испытывались самолеты. Пилоты-испытатели всегда были наиболее дисциплинированной частью американской армии, и при неисправности самолета им по инструкции полагалось катапультироваться. Но значительная часть летчиков нарушала инструкцию, пытаясь спасти самолет! Психологи не могли понять, в чем дело? Почему люди рискуют карьерой и в конце концов жизнью? Выяснилось, что они просто боялись насмешек сослуживцев, — а вдруг про них подумают, что они сделали не все, что могли, чтобы посадить самолет?
Дьявол, по-моему, прежде всего шут. И его боятся. Кстати, не с этим ли страхом связана авария самолета президента Польши, когда по непонятным причинам квалифицированные летчики нарушают инструкцию? Сейчас изобретают ужастики про всякие суперсекретные русские психические пушки, а мне кажется, здесь обычная человеческая психология.
Чтобы убрать страхи своего мужа, Рахель проводит эксперимент. Она нанимает человека с лошадью, кладет на нее дерево и так проводит лошадку по базару. В первый день люди хохочут, потом смех уменьшается, на пятый день все уже замолкают. Муж понимает намёк: не бойся насмешников, они скоро устанут и утихомирятся. И, пройдя «начальный курс» рядом с супругой, уходит учиться в центры еврейской мудрости.
Двадцать четыре года раби Акива учится, не видя супругу. И вот минута торжества. Глава поколения и более того, духовный глава всего нашего двухтысячелетия в окружении 24000 учеников возвращается к супруге. Отец Рахели отдает ему свое состояние, и раби Акива провозглашает своим ученикам, что всем знанием Торы, которая есть у него и у каждого из них, они обязаны Рахели!
Восемнадцать лет тому назад я был в гостях у брата. Там гостил рав Авиэзер Вольфсон. Он рассказал историю раби Акивы и сказал, что мне надо учиться.
— Но ему было сорок, а мне уже сорок восемь! Он был здоров, и у него была Рахель!
— Начни учиться, Рахель будет!
Я не поверил, но переехал в Иерусалим и начал учиться, правда, без особого успеха. Недавно, возвращаясь к месту учебы на автобусе, подсел к израильтянину с невероятно доброжелательным лицом.
— Что мы так сидим. Давай говорить друг другу слова Торы.
Я начал первый. Мудреца из меня не получилось, и даже на иврите я говорю в стиле: «мой твоя не понимай», но говорить не боюсь. Я стал рассказывать историю другой Рахели, жены Якова, о том, что мы живем в ее заслугу. Собеседник вежливо кивал.
— А ты слышал о Рахели, жене раби Акивы?
— Еще бы, — засмеялся я. — Меня на этой истории пытались заставить учиться.
— И ты?
— Начал!
— Ну как?
— Да никак. Вы же слышите мой иврит!
— Ты учишься?
— Как-то!
— И сколько у тебя учеников?
— Ни одного! Впрочем, я и не заслужил. Плохо учусь.
— А если вспомнишь?
— Но если считать читателей моих книг слушателей моих песен, наберется сотни тысяч.
— Ты пишешь книги?
— Да.
— А раньше?
— Не писал.
— Почему?
— Не было потребности.
— А еще?
— Песни.
— О чем?
— О Всевышнем, о своем народе.
— Жена не мешает учиться?
— Нет. Наоборот.
— Чем раби Акива заслужил 24000 учеников?
— Он учился 24 года.
— И что, каждому полагается за год учебы 1000 учеников?
— Нет, но ему было очень трудно.
— Недостаточно.
— Не знаю.
— Думай скорее. Я выхожу.
— Все равно не знаю.
— За то, что в его поколении никто не посмел сказать, что ему поздно начинать учиться, и раби Акива начал в сорок и стал главой поколения. До свидания. Передавай привет Рахель.
— Какой?
— Своей. Скажут, что, есть раби Акива и нет Рахели — не верь!!!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»