Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Песах, Маца, Хамец, Реувен Пятигорский
Главная особенность пасхальной недели — запрет на все квасное, на иврите хамец. Строгое определение: хамец — это любой из «пяти видов» злаковых, пришедший в соприкосновение с водой (или влагой), что послужило началу процесса закваски. Под «пяти видами» понимаются: пшеница, полба, овес, ячмень и рожь.
Когда евреи спешно покидали Египет под предводительством Моше, они запаслись едой на дорогу, но тесто, ими прихваченное, не успело закваситься, так что пришлось сделать из него пресные лепешки — мацу.
В Песах можно есть только мацу (в первый день есть мацу положено), сделанную из тех же «пяти видов» специальным способом, а на весь хамец наложен строжайший запрет: его нельзя не только есть, но он не может находиться во владении еврея все семь дней. Поэтому накануне Песаха мы его уничтожаем — физически, продажей или путем «отказа в сердце». Так что, найденная в разгаре пасхальной недели аппетитная булочка — в наших глазах не больше, чем «прах земли»; и поэтому мы не покусимся на нее даже после окончания Песаха.
Есть в законах о маце один важный момент: она — напоминание всем последующим поколениям о том, что наши отцы в полноте и чистоте своей веры приняли обещание Всевышнего дать им свободу. Творец сказал, что обеспечит их всем необходимым, и они не побеспокоились о запасах хлеба, выйдя в долгий путь только с лепешками.
Тора указывает, что всякий еврей, нарушивший запрет на хамец, наказывается самыми страшным образом: если он съест его в объеме не меньше, чем маслина, то будет наказан особым наказанием с Неба — карет (например, ранняя смерть).
Запрещено есть не только хамец, но и любую его смесь с прочими видами пищи. Поэтому евреи, в избежание нарушения, особо придирчиво чистят пасхальную посуду. В большинстве семей вообще меняют всю посуду на специальный набор, которым пользуются только на Песах.
В «Краткой книге заповедей» Хафец-Хаим перечисляет все запреты Торы, связанные с хамецом. Повторим их:1) запрет видеть хамец в доме или владениях еврея все семь дней Песах; 2) запрет оставлять хамец в доме еврея или его владениях; 3) запрет есть хамец в Песах; 4) запрет есть в Песах пищу, смешанную с хамецом.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению