Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Греки завоевывают Эрец Исраэль.

Красота Яфета

Южную часть Балканского полуострова, Западную Анатолию и острова Эгейского моря населяли греки. Как и персы, они вели свою родословную от Яфета. Греки были язычниками и поклонялись многим богам, в которых они видели удивительных героев.

К концу VI — началу V веков до н.э. греческие города достигли зенита своей славы. Развились ремесла и торговля, появились школы знаменитых философов древности — Сократа, Платона, Аристотеля… Скульптуры, воздвигнутые в то время, украшают сегодня залы многих музеев мира. В древней Греции родились многие элементы современной европейской культуры.

Богатство и блеск греческих городов привлекали многих завоевателей. Стремясь захватить греческие земли, Персия пела ожесточенную войну на суше и на море, но так и не добилась победы. Наконец, после того, как грекам удалось разбить персидский флот у острова Саламис, а затем разгромить и наземные силы персов, звезда греческих городов, потускневшая за годы тяжелой войны, засияла с удвоенной силой.

В правление Перикла возвысились Афины. Им противостояла Спарта. Эти два города вели продолжительную тридцатилетнюю войну, которая истощила их ресурсы.

Александр Македонский

Ослаблением Греции воспользовались ее северные соседи. Под водительством царя Филиппа македонцы покорили всю Грецию, за исключением Спарты. Филипп готовился выступить против Персии, но был убит, не закончив приготовлений к походу. На македонский престол взошел его сын Александр, который впоследствии был назван Великим. Этот выдающийся человек известен широкими познаниями в самых разных областях. Он изучал философию у Аристотеля, прекрасно разбирался в политических науках и военном деле.

Во главе объединенной армии, включающей греческие и македонские силы и состоящей из 35 000 человек, Александр миновал Дарданеллы и вошел в Анатолию. В течение полутора лет он завоевал всю Малую Азию и присоединил к своему царству все греческие города, ранее находившиеся под властью Персии. Дарий Третий, царь Персии, выставил против него у сирийской границы огромное войско, но оно было разбито. Мать и супруга Дария были взяты в плен, сам же царь бежал в Персию. Александр вошел в Сирию, как победитель. Почти вся страна тут же подчинилась ему, только Цур оказал сопротивление. Но после семимесячной осады Александр покорил и этот город. Землю Израиля он прошел победным маршем, и вся страна встречала его, как освободителя от персидского ига. Вначале Александр хотел отомстить Иерусалиму за то, что он поддерживал сопротивление Цура, но затем смилостивился и отнесся к евреям с большой доброжелательностью. (О причине такой необычной перемены будет рассказано в девятой главе).

Из Иерусалима Александр направился в Египет. На покоренных территориях он основал много новых городов. Самый знаменитый из них находился в Египте и был назван в честь великого завоевателя Александрией.

Дарий Третий еще раз выступил против Александра у города Исса, но его войско и на этот раз было разгромлено, а сам он был убит своими рабами. Так Александр покорил всю Персию и Мидию и стал правителем огромной империи.

Не только силой

Александр Македонский насаждал эллинизм — культуру и образ жизни греков — всюду, куда приводили его завоевательные походы. Целью Александра было объединение всех народов, проживавших на территории подвластной ему империи — персидского царства и греческих городов, — в один народ. Его обширным планам не суждено было осуществиться — неожиданная болезнь застигла Александра в Вавилоне, где он и скончался в возрасте тридцати трех лет. Три его главных военачальника составили заговор против наследников Александра и уничтожили их. Затем претенденты поделили империю Александра на отдельные царства. Антигон воцарился в Македонии и Греции. Селевк получил Сирию и Вавилон, Птолемей — Египет и Эрец Исраэль.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.