Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

«В России еврею трудно было поступить в институт, а в Израиле меня гложут сомнения, куда пойти учиться. Меня приняли на факультеты электроники, физики, биологии… А может, пойти изучать Тору?» — спросил я рава Элиэзера Вальдмана, посетив вскоре после приезда в Израиль его иешиву в Кирьят Арбе.

«Талмудическое правило гласит: выбери то, что наверняка предпочтительнее того, в чем есть сомнения, — ответил мне рав Вальдман. — Я понимаю твои сомнения в области выбора науки, но нет сомнения в том, что в начале жизненного пути человек должен построить прочный фундамент и начать с изучения Торы!»…

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор. В преддверии веселого праздника Пурим в синагогах читают: «Помни, что сделал тебе Амалек… Как он напал на тебя в пути… сотри память об Амалеке из-под небес, не забудь!» (Дварим 25:17—19).

Как стереть память об Амалеке, если этот древний народ давно исчез с лица земли? Следует помнить, при каких обстоятельствах Амалек напал на еврейский народ. Когда евреи вышли из Египта, они вопрошали: «Есть ли Б-г среди нас или нет? Пришел Амалек и воевал с Израилем» (Шмот 17:7—8). Амалек атакует евреев, когда их одолевают сомнения! Амалек — это и есть сомнения внутри нас!

Кончено же, сомнения позволяют человеку задавать вопросы и познавать новое. Потому они могут быть направлены в конструктивное русло, став инструментом познания. Однако неразрешенные сомнения в чем-то главном мешают человеку радоваться жизни, неопределенность вызывает волнения и тревогу. Заповедь «стереть Амалека» является напоминанием об обязанности преодолеть сомнения в себе самом…

«Все служители царские… становились на колени и падали ниц пред Аманом, Мордехай же не будет становиться на колени и не будет падать ниц» (Эстер 3:2). Почему употребляется будущее время в выражении: «Мордехай не будет становиться на колени»? Потому что Мордехай преодолел сомнения и принял решение не только сейчас, но и в будущем — не кланяться Аману!

«Иногда мы принимаем решение не совершать какой-то поступок в настоящем, сомневаясь в том, как будем вести себя в дальнейшем. Рассказ о Мордехае вдохновляет нас, преодолевая сомнения о принятии волевых решений в будущем», — объясняет рав Шор…

Талмуд утверждает, что во времена Пурима евреи вновь приняли Тору. Но мы, на первый взгляд, не находим в Книге Эстер и намека на это. Однако все проблемы начались с того, что, отвергая мнение мудреца поколения Мордехая, евреи пошли на пир Ахашвероша. Им казалось, что они умнее и знают, что нужно продемонстрировать лояльность к персидскому царю. Как раз на этом пиру Ахашверош возвысил врага евреев — Амана (потомка Амалека). Тогда над народом нависла смертельная опасность. Евреи не понимали, почему Мордехай не кланяется Аману, как бы этим накликая на всех беду. Но все равно приняли его своим лидером. Евреи осознали, что человеческая мудрость ограничена и нам следует полагаться на мудрость Торы. Принимая мудреца Торы Мордехая своим лидером, евреи приняли Тору в Пурим. Так же и каждому человеку следует найти себе наставника, как сказали мудрецы: «Сделай себе рава, и отдались от сомнения» (Поучения отцов 1:16).

Почему одна из заповедей праздника звучит столь легкомысленно? В Пурим нужно пить до тех пор, пока человек не потеряет разум и перестанет отличать произносимые проклятия Аману от благословения Мордехаю (Мегила 76). (Многие считают, что не нужно понимать эти слова буквально, а можно выпить пару капель и пойти спать.)

Человек, полагающийся лишь на свое собственное понимание, может совершить много ошибок. Не случайно самым сложным пациентом для медиков является врач, который думает, что знает слишком много и не следует рекомендациям коллег. Чтобы принять чей-то авторитет, нужно обладать мудростью и осознать ограниченность собственного понимания! «Символически тот, кто пьет, как бы теряет собственный разум, что и позволяет ему принять авторитет Торы», — объясняет Магараль из Праги.

В заповеди пить в Пурим сокрыта великая тайна! «Вошло вино — вышла тайна» (Сангедрин, 38). Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Это же имели в виду римляне, говоря: «In Vino Veritas!» — «Истина в вине!» Некоторые люди, напившись, лезут драться. В Пурим евреи пьют вино, проявляя заложенную в сердце любовь к ближнему. В этот день мы делаем другу подарки, помогаем бедным и приглашаем друзей к столу!


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?