Дерех хаим 129. Комментарий Маараля на Пиркей Авот. Завершение трактата20 августа 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Кого Мишна считает законченным злодеем, а кого — средним? Далее |
Дерех хаим 128. Комментарий Маараля на Пиркей Авот. 6:1113 августа 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Суть всего — трепет перед Б-гом и исполнение Его заповедей, а потому это — суть и венец всего моего наставления Далее | |
Дерех хаим 127. Комментарий Маараля на Пиркей Авот. 6:1031 июля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Раб, господин которого владеет лишь плодами его труда, не называется приобретением господина. Причина: не все его стороны и свойства находятся во власти господина Далее |
Дерех хаим 126. Комментарий Маараля на Пиркей Авот. 6:924 июля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Рабби Йоси был крепко привязан к Торе. Поэтому он не согласился переехать в город, где не было мудрецов. Далее | |
Дерех хаим 125. Комментарий Маараля на Пиркей Авот. 6:817 июля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Мудрость человек должен приобретать, как и богатство. Поэтому мудрецом на святом языке называется «тот, кто приобрел мудрость» Далее | |
Дерех хаим 124. Комментарий Маараля на Пиркей Авот. 6:710 июля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Тора позволяет человеку в этом мире жить жизнью, подобной жизни в мире Будущем. Так жили Авраам, Ицхак и Яаков. Далее | |
Дерех хаим 123. Комментарий Маараля на Пиркей Авот. 6:6 (продолжение 3)3 июля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Каждый, кто изучает Тору и выбрасывает ее из памяти, подобен женщине, которая рожает и хоронит Далее | |
Дерех хаим 122. Комментарий Маараля на Пиркей Авот. 6:6 (продолжение 2)26 июня 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Отрывок о рыжей корове требует глубочайшего постижения, и раби Элиэзер был на него способен. Поэтому мидраш и объясняет, что раби Элиэзер начал говорить о ней первым и сказал, что она должна быть двухлетней. Далее | |
Дерех хаим 121. Комментарий Маараля на Пиркей Авот. 6:6 (продолжение)19 июня 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Тора в наибольшей степени является чистым разумом и мудростью, не обладая никакими телесными свойствами. Достичь уровня бестелесной духовности человек может, лишь уменьшив телесность; а это достигается через страдания. Далее | |
Дерех Хаим 120. Комментарий Маараля на трактат Авот. 6:612 июня 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Тора приобретается исполнением сорока восьми требований. Среди них: постоянное изучение; восприятие на слух; проговаривание вслух; понимание сердцем; разум сердца; страх; трепет; скромность; радость; чистота. Далее | |
Дерех Хаим 119. Комментарий Маараля на трактат Авот. 6:55 июня 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Не стремись к царским столам, ибо твой стол богаче их. Мишна дает нам три наставления. Далее | |
Дерех Хаим 118. Комментарий Маараля на трактат Авот. 6:428 мая 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Путь Торы состоит в том, чтобы умерщвлять себя ради возможности заниматься ее изучением. Однако если человек богат и не принужден довольствоваться хлебом с солью, а ест мясо, — пусть это и не путь Торы, но что ему остается делать? Далее | |
Дерех Хаим 117. Комментарий Маараля на трактат Авот. 6:321 мая 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Тот, кто научился у своего товарища одной главе или даже одной букве Торы, должен оказывать ему знаки уважения. Далее | |
Дерех Хаим 116. Комментарий Маараля на трактат Авот. 6:214 мая 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Если человек старается стать ближе к правителю и тщательно исполнять его волю, тот вознесет и возвысит его. И наоборот: если человек будет преступать волю великого правителя, тот низринет его. Далее | |
Дерех Хаим 115. Комментарий Маараля на трактат Авот. 6:17 мая 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Всякий, кто занимается Торой ради нее самой, удостаивается многого. Более того, ему подобает владеть всем миром. Далее | |
Дерех Хаим 114. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:2630 апреля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Согласно мнению мудрецов, человек стоит выше Небес и всех их воинств. Именно поэтому они сказали, что «Б-г творил мир, сверяясь с Торой». Далее | |
Дерех Хаим 113. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:2523 апреля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Три этапа — Писание, Мишна и Талмуд — не являются совершенно независимыми, как все остальные этапы человеческой жизни. Писание помогает изучению Мишны, а Мишна — изучению Талмуда. Далее | |
Дерех Хаим 112. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:2416 апреля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Стыдливый обладает качеством простоты и цельности, поскольку никуда не сдвигается от положения равновесия, в отличие от наглого, дерзость которого уводит его от равновесия. Далее | |
Дерех Хаим 111. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:239 апреля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Смысл призыва «Будь дерзок, как тигр, и легок, как орел, быстроног, как олень, и мощен, как лев, исполняя волю своего Отца, Который на Небесах» Далее | |
Дерех Хаим 110. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:222 апреля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Общность состоит из отдельных людей. Если человек удостоил заслугой многих, заслуги многих связываются с ним, а если он вводит в грех многих — грех многих связывается с ним Далее | |
Дерех Хаим 109. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:2126 марта 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Общность состоит из отдельных людей. Если человек удостоил заслугой многих, заслуги многих связываются с ним, а если он вводит в грех многих — грех многих связывается с ним Далее | |
Дерех Хаим 108. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:2019 марта 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Б-г поддерживает спор, ведущийся во имя Небес. Каков спор во имя Небес? Это спор Шамая и Гилеля. Далее | |
Дерех Хаим 107. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:1912 марта 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Ничем не обусловленная любовь не исчезает никогда, поскольку представляет собой единство. Cпор, ведущийся во имя Небес, в конце концов, сохранится. Далее | |
Дерех Хаим 106. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:185 марта 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Десятью речениями был сотворен мир. Нарушение заповедей уничтожает все имеющиеся духовные миры. Далее | |
Дерех Хаим 105. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:1726 февраля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Пришедший в дом учения ради изучения Торы исполняет заповедь своим телом. Изучение — это исполнение заповеди с помощью разума. Далее | |
Дерех Хаим 104. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:1619 февраля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Иногда человек не жаден, но завистлив. Он завидует тогда, когда кто-то другой пользуется его деньгами. Далее | |
Дерех Хаим 103. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:1512 февраля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» | |
Дерех Хаим 102. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:145 февраля 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Какое отношение имеет праведность к склонности с трудом приходить в ярость? Если человек с трудом приходит в ярость, но с трудом и успокаивается, его прибыль перекрывается его убытком. Далее | |
Дерех Хаим 101. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:1329 января 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Тот, кто принимает от других, стоит на уровне материи, поскольку принимает именно материя. Человек, небрежно относящийся к имуществу других, способен обокрасть и бедняка. Далее | |
Дерех Хаим 100. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:1222 января 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Усиление болезней связано с десятиной бедняков, кражей даров, предназначенных бедным, и плодами седьмого года. Обокрасть бедняка — это совсем не то же самое, что обокрасть богача. Далее | |
Дерех Хаим 99. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:11 (окончание)15 января 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Если евреи занимаются идолопоклонством, они недостойны считаться сыновьями Ицхака, которому была дарована Земля Израиля. Далее | |
Дерех Хаим 98. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:11 (продолжение)8 января 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Когда мишна говорит о семи отдельных преступлениях, она имеет в виду ситуации, когда евреи оставляют путь Торы. Голод, голод бунта и смертный голод считаются тремя разными наказаниями Далее | |
Дерех Хаим 97. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:11 (начало)1 января 2014 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Семь видов наказаний, которые приходят в этот мир. Изгнание приходит в мир за идолопоклонство и несоблюдение шмиты. Далее | |
Дерех Хаим 96. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:1025 декабря 2013 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Ложь является несуществующей. Философская концепция истины. Далее | |
Дерех Хаим 95. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:918 декабря 2013 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Десять чудесных явлений были сотворены в сумерки шестого дня Творения. Почему нам важно это знать? Далее | |
Дерех Хаим 94. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:811 декабря 2013 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» В Храме было десять чудес, и это неслучайно. Мистический смысл числа 10. Далее | |
Дерех Хаим 93. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:74 декабря 2013 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Проступки евреев названы испытаниями из-за того, что они испытывали Б-га. Например, поклоняясь тельцу, они говорили: «Если Б-г не накажет нас, значит, это правильный поступок» Далее | |
Дерех Хаим 92. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:627 ноября 2013 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» История праотцев символизирует историю еврейского народа в целом. Разбор страданий, которым подвергался Авраам. Далее | |
Дерех Хаим 91. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:520 ноября 2013 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Десять казней и десять чудес, произошедших в Египте, взаимосвязаны. Человек стоит выше природы, что и продемонстрировал Творец. Далее | |
Дерех Хаим 90. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:413 ноября 2013 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Б-г испытывает праведника, чтобы его праведность воплотилась на практике. Испытание имеет три смысла. Далее |
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»