Темы: Тора и наука, Растения, Замир Коэн
Это удивительное открытие было сделано «случайно». Один американский специалист, который работал на полиграфе (детекторе лжи), придумал опыт. Он прикрепил электроды прибора не к человеку, как во время работы, а к листьям растения, которое росло у него в помещении. К его удивлению, растение отреагировало. Удивленный специалист захотел получить более сильный ответ и решил сжечь один из листьев. Но прежде чем он успел сделать какое-либо движение, самописец прибора резко подпрыгнул вверх. Точно так, как у человека, когда у него вдруг прорвались чувства! Лист, «глаза» которого, как видно, зорче, чем у человека, просто почувствовал опасность. Это было начало. Американский специалист забросил все свои занятия и приступил к исследованиям удивительных свойств растений. Очень скоро стало понятно, что они видят гораздо лучше людей и животных и чувствуют гораздо тоньше их, хотя не имеют глаз и нервной системы. Ученый заполнил всю свою лабораторию разными видами растений. И вскоре сделал новое открытие: растения реагируют не только на то, что представляет для них непосредственную опасность и им угрожает. Например, если в комнату входит человек, который не любит растения, они «содрогаются». И если какое-нибудь живое существо, например, паук убегает от своего врага, растения «волнуются». О следующем исследовании американского ученого сообщили в прессе. Исследователь поставил в лаборатории прибор, который через определенные промежутки времени наклонял чашу и выплескивал из нее воду с мальками в кипяток. Причем иногда мальки туда попадали, а иногда — нет. Три растения из рода «филодендрон» прикрепили к чувствительному гальванометру. И всякий раз, когда рыбы попадали в кипящую воду, все растения давали сильнейшую реакцию! Научный мир всколыхнуло это известие. Семь тысяч ученых попросили прислать им полное описание опыта. Ученые в Америке задумались о практическом применении этих открытий.
***
А теперь приведем слова одного из мудрецов Израиля, которые говорят о том, что он хорошо знал о способности растений испытывать различные чувства. «Вот, что случилось с одной пальмой в Хамтане (название места), которая не давала плодов. На нее привили другую ветвь, и все равно она не давала плодов. Раби Танхума сказал им: “Эта пальма видит пальмы Йерихо (Иерихона) и желает их”. Принесли оттуда ветвь, привили на нее, и пальма сразу дала плоды» (Мидраш раба, Бемидбар, 3).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»