Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Этика иудаизма и каббала: РАМХАЛЬ

Рабби Моше Хаим Луццато родился в Италии, в городе Падуя. Родители смогли дать сыну не только еврейское, но и классическое европейское образование: кроме ТаНаХа, Талмуда, Мидраша и раввинской литературы он учил классические языки, итальянскую литературу и точные науки. Уже в юном возрасте его считали гением. Подобно многим молодым людям своего времени, Рамхаль интересовался каббалой, которая впоследствии стала для него основным предметом изучения. Его учителем в области еврейской мистики был рабби Йешая Басен, занимавшийся с небольшой группой молодых талмидей-хахамим (талмид-хахам — знаток Торы; дословно — «ученик мудреца»).

В 1727 г. Рамхаль первый раз услышал голос магида («наставника» — посланца Небес, открывающего человеку высшие тайны). Это событие определило его жизненный путь. Магид часто говорил с ним, и Рамхаль записывал его слова. Впоследствии они легли в основу его каббалистических произведений. Через какое-то время Рамхаль начал посвящать товарищей по учебе в раскрывшиеся ему тайны. Раввины Венеции с сомнением относились к каббалистической деятельности этой группы и подозревали ее в том, что она ставит своей целью зарождение нового мессианского движения. Луццато обвинили в саббатианстве. После множества острых споров между его противниками и приверженцами Рамхаль согласился воздерживаться от упоминания в своих работах слов магида и от распространения учения каббалы среди евреев, проживающих в странах диаспоры*. Несмотря на это соглашение, раввины продолжали подозревать, что он запутался в сложных аспектах мистического учения, и считали, что его книги плохо влияют на людей.

В 1735 году Рамхаль решил переехать в Амстердам. По дороге в Голландию он посетил проживавшего во Франкфурте-на-Майне рава Яакова а-Коэна в надежде найти у него поддержку. Но франкфуртский раввин, ознакомившись с рукописями Рамхаля, пришел к выводу, что раввины Венеции были правы в своей оценке деятельности молодого мудреца. Некоторую часть написанного Рамхалем он сжег. Другие рукописи спрятал**.

В Амстердаме Луццато провел несколько спокойных лет. Но стремление к духовному освобождению еврейского народа и желание сбросить с себя тяжкий груз запрета распространять учение каббалы побудили его в 1743 году переехать в Эрец-Исраэль. Он поселился в городе Акко в надежде, что в недалеком будущем встретит здесь множество евреев, возвращающихся на родину. Но ему не было суждено прожить долгие годы. Его жизнь унесла эпидемия, бушевавшая в Эрец-Исраэль в 1747 году, во время которой погибли также его жена и сын.

Помимо многочисленных работ по каббале («Путь Творца», «Знание Сердца», «Первоосновы»), Рамхаль написал также несколько работ, посвященных мусару — науке о воспитании в себе высоких человеческих качеств и трепета перед Небесами. Самая известная и важная из них — «Месилат йешарим» («Путь праведных»). Эта книга не перестает быть и в наши дни одним из наиболее актуальных и тщательно изучаемых трудов по этике Торы. В литовских йешивах, присоединившихся к движению «Мусар»***, она служила основным пособием по воспитанию в учениках высоких моральных качеств.

Творчество Рамхаля охватывает самые разные области. Он написал несколько книг, посвященных теории поэзии («Язык учебы», «Книга логики» и «Книга поучений»), а также целый ряд стихотворных художественных произведений. Рамхаль также является автором трех пьес: «Подвиг Шимшона», «Хвала праведникам» и «Скала силы».

Несмотря на то, что для современников Рамхаль был спорной личностью, после смерти он удостоился признания в большинстве еврейских кругов Европы. Хасиды, их противники и даже деятели просветительского движения — все нашли в его произведениях основы, повлиявшие на их деятельность и идеологию.

На нашем сайте опубликованы некоторые труды РАМХАЛя в переводе на русский.

* Запрет не распространялся на евреев, проживавших в Земле Израиля. Авторитеты в области еврейской мистики считают, что сами свойства Земли Израиля способствуют постижению тайных смыслов Торы. Другой причиной исключения еврейских общин, проживавших в Земле Израиля, из запрета распространять знания каббалы было то, что евреи Эрец-Исраэль были удалены от европейских общин и практически не оказывали на них влияния.

** Впоследствии Виленский Гаон рабби Элиягу, считавший себя учеником Рамхаля (в том смысле, что книги Моше Хаима Луццато оказали на него большое влияние), предпринял поездку в Амстердам в надежде найти там пропавшие рукописи гения кабалы. Однако это ему не удалось, и он вернулся в Вильну.

*** Этическое движение в иудаизме, основанное в 1842 году рабби Исраэлем Салантером (Липкиным), было создано как противовес течениям, позволявшим евреям Европы уходить от общины и еврейского образа жизни.

Из журнала «Мир Торы», Москва.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.