Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цфат, Земля Израиля, Александр Кац
Раби Моше бар Йосеф Терани (Мабит; 5260-5340 /1500-1580/ гг.) — выдающийся мыслитель и законовед.
Родился в Салониках, в семье испанских изгнанников. Рано став сиротой, переселился вместе с семьей своего дяди, р. Аарона, в Эдирне (бывший Адрианополь).
В восемнадцатилетнем возрасте «поднялся» в Землю Израиля. Поселившись в Цфате, стал ближайшим учеником главы цфатской общины р. Яакова Бейрава (см.).
В 5285 /1525/ году Мабит (аббревиатура слов Моше бар Йосеф Терани) занял пост даяна (судьи) в суде, возглавляемом р. Бейравом. Когда в 5298 /1538/ году р. Бейрав возобновил передачу смихи (раввинского посвящения), Мабит был среди первых посвященных.
В своих занятиях Торой особенное внимание Мабит уделял глубокому изучению тех законов, которые можно выполнять лишь на Святой Земле, и в первую очередь, заповеди субботнего года. Его оппонентами в алахических дискуссиях были наиболее авторитетные законоучителя поколения — р. Давид Ибн Зимра (Радваз; см), р. Йосеф Каро (см.), р. Моше Альшейх (см.) и р. Бецалель Ашкенази (см.), составитель сборника Шита мекубецет.
В 5313 /1553/ году в венецианской типографии вышел в свет комментарий р. Моше Терани на кодекс Рамбама (см.) Мишнэ Тора. Этот комментарий получил название КирьятСефер (Город книги).
Из книг, принадлежащих его перу, особенной популярностью пользуется этический трактат Бейт Элоким (Дом Б-га), впервые напечатанный в Венеции в 5336 /1576/ году, — эта книга стала одним из классических шедевров литературы мусара (еврейской этики).
После смерти р. Йосефа Каро, последовавшей в 5335 /1575/ году, Мабит стал главным раввином и главой раввинского суда Цфата.
Его респонсы — ответы на алахические вопросы, присылаемые ему из многих общин, — были собраны и изданы отдельной книгой в Венеции в 5389 /1629/ году.
Р. Моше Терани покинул этот мир в последний день праздника Песах — двадцать третьего нисана 5340 /1580/ года, достигнув восьмидесятилетнего возраста.
Его сын и ближайший ученик, р. Йосеф Терани (Маарит; см.), стал впоследствии главой евреев всей Османской империи.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?