Как расценивается деятельность шадханов, с точки зрения еврейской морали и этики?..

Многие люди, чтобы создать семью пользуются услугами брачных агентств, которые по всеобщему признанию, обходятся весьма недешево. Порой стоимость работы официальных «свах» превышает несколько тысяч долларов.

Как расценивается подобная деятельность, с точки зрения еврейской морали и этики?.. Еврейская традиция учит нас, что сам Всевышний выступает в роли своего рода «свахи». Мидраш (Устная Тора) рассказывает, как много веков назад одна знатная римлянка спросила мудреца раби Йоси (великий Учитель Мишны; 2-й век), чем заняты помыслы Творца с тех пор, как Он сотворил мир. Тем, что составляет супружеские пары, — ответил раби Йоси.

Утверждение, что Властелин Вселенной может тратить Свое время на такие мелочи, показалось знатной даме забавным. Она заявила, что нет ничего проще, чем найти двух подходящих друг другу людей и создать из них счастливую семейную пару. И, чтобы доказать собственную точку зрения, за одну ночь она поженила десятки принадлежащих ей рабов.

На следующий же день недовольные молодожены осадили ее жалобами на разочаровавших их партнеров. Тогда гордая римлянка вынуждена была признать, что для осуществления правильного выбора, способного обеспечить семейное счастье, нужна великая мудрость.

Помогая другому человеку найти спутника или спутницу жизни, мы тем самым совершаем один из величайших актов любви и доброты. Однако можно ли делать на этой достойной восхищения доброте деньги?

В принципе нет ничего предосудительного в том, чтобы получать «гонорар» за осуществление той или иной деятельности. При условии, что в каждом отдельном случае материальная мотивация не превосходит естественное человеческое стремление творить, лечить, обучать и т.д. Что же касается ремесла свахи, необходимо отметить, что профессиональные представители этой сферы человеческой деятельности на протяжении многих веков были уважаемыми членами еврейского общества. Высокая цена их услуг считалась залогом того, что свахи вложат в поиск подходящего партнера все свое мастерство, необходимое для выполнения такой важной и тонкой задачи.

Однако деятельность брачных агентств и квалифицированных свах включает в себя некоторое количество нравственных тонкостей. Специалисты обязаны вести себя соответствующим образом, чтобы не создавать морально-этических «ловушек», а клиенты должны быть начеку и приложить усилия к тому, чтобы в эти ловушки не попадаться.

Существуют различные способы оплаты услуг агентств и частных свах, и в каждом из этих способов заложены свои нравственные сложности.

Некоторые профессиональные свахи требуют, чтобы клиент в качестве аванса уплатил достаточно крупную сумму денег. В ответ они берут на себя обязательство снабжать клиента подходящими вариантами — до тех пор, пока он не остановит свой выбор на одной из кандидатур.

Этот способ оплаты услуг не нарушает законов морали, и его преимущество заключается в том, что клиент поддерживает с агентством постоянную связь, которая позволяет максимально точно определить критерии выбора партнера.

Однако подобная схема оплаты имеет и негативные стороны. Многие клиенты жалуются, что у брачного агента в этой ситуации нет реального стимула для особых стараний.

Что ж… В данном случае можно лишь посоветовать гипотетическим клиентам, прежде чем воспользоваться услугами того или иного брачного агентства, наводить справки о его репутации.

Существуют брачные агентства, работающие через интернет, которые предоставляют информацию о потенциальных партнерах бесплатно. Однако, если клиент проявляет намерение вступить с кем-то в непосредственный контакт, ему следует уплатить за это определенную сумму денег.

В данном случае этические проблемы подстерегают, в первую очередь, самого клиента. Прежде всего, он не должен вводить в заблуждение своего потенциального партнера или партнершу. Иудаизм осуждает легкомысленные встречи. Однако, если по каким-либо причинам человеку не нужны прочные связи, ему следует помнить, по крайней мере, о том, что не стоит пускать пыль в глаза тем, кто надеется на серьезные отношения.

Организации и лица, предоставляющие подобные услуги по интернету, не имеют права снимать с себя ответственность в случае «непредвиденного развития событий», когда в устремлениях потенциальных партнеров обнаруживаются «несовпадения». Напротив, их обязанность — делать все от них зависящее, чтобы обеспечить клиентов достаточно надежными вариантами.

Самая приемлемая, с точки зрения еврейской этики, считается такая схема работы брачного агентства (или частной свахи), когда гонорар выплачивается после объявления помолвки. Этот подход обеспечивает стимул для поиска наиболее подходящих кандидатов.

Тем не менее, и у такого соглашения тоже есть свои отрицательные стороны. Некоторые свахи забывают, что их задача — выполнение мицвы (заповеди), и стремятся лишь получить выгоды. Поэтому они начинают оказывать на партнеров давление, чтобы спровоцировать их на скорейшее вступление в брак. Даже если они к этому еще не готовы и не успели выяснить, насколько это возможно, подходят ли они друг другу. Ненавязчивая помощь опытной свахи может оказать большую услугу молодой паре, однако настойчивость в этом деликатном вопросе — непозволительна. В любом случае окончательное и независимое решение должно оставаться за клиентами.

Любые брачные агентства и свахи, не зависимо от того, какой из вышеперечисленных схем они пользуются, могут столкнуться с одной общей для всех моральной проблемой. Дело в том, что эмоциональное состояние многих людей, прибегающих к их услугам, как правило, довольно неустойчиво и уязвимо. Некоторые из них не могут найти спутника или спутницу жизни, потому что уже — немолоды, или, к примеру — имеют серьезные хронические заболевания. Другие, что нередко бывает в наши дни, не могут прийти в себя в результате прошлых, неудачно сложившихся отношений…

Брачным агентам не следует пользоваться ситуацией, заставляя клиента соглашаться на такие условия, которые он отверг бы, если бы находился в более стабильном, уравновешенном состоянии.

По еврейскому закону, если назначенная цена превышает пределы разумного, клиент имеет право заплатить часть суммы, которая считается справедливой и приемлемой…

По материалам Иерусалимского Центра деловой этики

Д-р Ашер Меир

раввин, один из руководителей Центра деловой этики

при Иерусалимском технологическом колледже

Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики

Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике

evrey.com

Читайте: тема Шадхан — посредник при шидухе