Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Правила шидуха, Хана Лернер, Чувства и разум, Отношения до брака
Добрый день. На днях я прочёл на Вашем сайте статью «В чем состоит запрет ихуда. Законы ихуда 2». Из прочитанного я понял, что запрещается любая близость между парнем и девушкой. У меня возникли вопросы по этому поводу: если они не могут выразить своих чувств друг другу через простой поцелуй, то зачем им вообще встречаться? Им будет достаточно быть друзьями, а если так, то выходит, что отношения между полами могут быть только или дружескими, или супружескими и не может быть никакой промежуточной стадии. Разве не приведут такие отношения (из дружеских сразу в супружеские) к психологической травме в семейной жизни? Н.
Уважаемый Н.,
Я согласна с Вами, что еврейское сватовство на первый взгляд кажется непонятным. Мы живём в мире, где люди очень быстро вступают в близкие отношения друг с другом. Где физическая сторона отношений доминирует над остальными.
У человека есть много потребностей, которые требуют удовлетворения: эмоциональные, интеллектуальные, душевные и физические. И если сразу выделить один план, физический, и придать ему самое большое значение, это может затмить всё остальное. Физическая близость «подкупает» человека, и он может не заметить других сторон. Близкие отношения, в которые люди вступают до брака, — даже просто прикосновения, объятия, поцелуи, — способны запутать. Могут не дать увидеть ясно, насколько этот человек ему интересен, насколько он хороший собеседник, есть ли общие интересы, подходят ли они друг другу интеллектуально.
Когда Вы говорите о травме, Вы имеете в виду, что два чужих человека, которые прежде только разговаривали, должны сразу стать близкими, и этот резкий переход может быть тяжёлым.
Но при встречах также происходит сближение двух людей. Можно выразить свои чувства не обязательно через физическое прикосновение. Это может быть взгляд, приятные слова, уважительное отношение, способность услышать то, что говорит собеседник, желание видеть его. Сексуальные отношения иногда заменяют настоящие чувства.
В еврейском сватовстве, безусловно, проверяется и физическая совместимость — на уровне притяжения или отторжения двух людей. Если парню приятно находиться с девушкой рядом, у них спонтанная беседа, им тяжело расставаться, а когда расстаются — скучают и хотят увидеться вновь, — это всё признаки физического притяжения. Если этого нет, если что-то в человеке раздражает, даже малейшая деталь, с точки зрения Торы это отторжение. Если оно существует, ни в коем случае нельзя строить близкие отношения.
Очень важно, чтобы шидух вел человек, который может понять, что происходит с парой, есть ли действительно этот момент притяжения. И помогает им понять, что стоит за их чувствами и ощущениями.
В еврейской жизни очень многое стоит на взаимном притяжении, на том, чтобы супруги становились с каждым годом все ближе. (Соблюдение законов чистоты семейной жизни с годами только усиливает влечение. То, что в современном мире со временем убывает, у еврейской пары, наоборот, с каждым годом возрастает).
Жених и невеста не видятся друг с другом одну или две недели перед свадьбой. Этот обычай также направлен на то, чтобы усилить их тягу друг к другу.
Отношения между супругами после свадьбы — отношения открытия, радости и познания друг друга на всех человеческих уровнях.
С уважением, Хана Лернер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.