Темы: Женщина, Беременность, Роды, Хана Лернер, Положение женщины в обществе, Материнство
Добрый день! Большое спасибо за труд! Хочу задать вопрос, который давно меня беспокоит. Известно, что в иудаизме очень серьёзное отношение к обязанности «плодиться и размножаться». И что с точки зрения закона эту обязанность должны выполнять только мужчины, хотя роль матери — одна из важнейших женских ролей. Я хотела бы узнать о ситуации женщин, которые либо абсолютно бесплодны (то есть абсолютно понятно, что с медицинской точки зрения беременность невозможна), либо имеют серьезные физические/психические проблемы, которые опять же не позволяют женщине иметь детей. Вопросы: 1. Имеет ли она право выйти замуж? За кого? Мужчины обязаны иметь детей, значит, она не может выйти замуж за среднестатистического мужчину. С другой стороны, бесплодным мужчинам запрещено жениться. Она должна разводиться каждые десять лет? Но это абсурдно, так как все было известно заранее. Ситуация кажется безвыходной. 2. В чём социальная роль такой женщины? Верно ли, что она как бы не реализует себя до конца (как следует из объяснения к левиратным бракам)? Или это касается только мужчин? Большое спасибо за ответ. N.
Уважаемая N.!
Вы правы, с точки зрения Торы на женщине не лежит обязанность «пру у-рву» («плодитесь и размножайтесь»). Есть несколько причин для этого. Во-первых, в Торе (Берешит 1, 28) сказано: «…и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею (буквально: “завоевывайте ее”), и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле». Мудрецы делают вывод: женщины не завоевывают землю, значит, и все остальные повеления в этом стихе относятся к мужчинам. Во-вторых, Тора не приказывает человеку делать то, что приносит ему страдания — вынашивать, рожать. В-третьих, желание иметь детей заложено в самой природе женщины, ей не нужны для этого повеления.
Женщина, которая по разным причинам не может иметь детей, может выйти замуж за человека, у которого уже есть дети, т.е. за такого, который уже выполнил свою мицву (обязанность) «пру у-рву». Это может быть вдовец, разведенный.
Бесплодному мужчине разрешено жениться, если он способен вступать в интимные отношения. Если он женится на бесплодной женщине, у них есть возможность усыновить ребенка.
Способность или неспособность иметь детей не зависит от человека, это то, что дает или не дает Всевышний. У некоторых больших праведников и праведниц не было детей, и они реализовали себя через помощь другим людям, через учеников, через множество других заповедей. Женщина, которая хочет реализовать свое материнство, может растить детей своего мужа, приемных детей, быть воспитательницей в детском саду, учительницей в школе, наставницей для молодежи, просто хорошим человеком, помогающим другим.
Желаю Вам успеха в личной жизни и самореализации.
С уважением, Хана Лернер
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»