Темы: Еврейская женщина, Женщина, Скромность в поведении, Лея Солганик, Отношения с подругами и соседками
Шалом! Я женщина. В последнее время меня заинтересовал вопрос — можно ли женщинам (друг с другом) при встрече и расставаниях обниматься и целоваться. Есть какое-то внутреннее смущение… Что говорит по этому поводу Тора и еврейская мудрость? R.
Дорогая R.!
В еврейском религиозном обществе очень принято, чтобы женщины выражали свою радость, приветствовали друг друга и прощались, обнимаясь и целуясь. Никто не воспринимает это как что-то сомнительное. У мужчин принято рукопожатие, но для женщин, более эмоциональных и воодушевлённых, рукопожатия не всегда достаточно, оно не выразит того, что объятие или поцелуй.
Понятно, что при встрече с подругой, которую видят каждый день, или с соседкой поцелуй как-то не к месту. Но если хотят поздравить с каким-то радостным событием, тогда можно очень многое передать ей, обняв её. И такой вид передачи чувств очень распространён и одобряется в еврейском религиозном мире. Известны многочисленные случаи, когда уважаемые рабаниёт, принимая женщин, которые пришли к ним с тяжёлыми жизненными вопросами, сопровождали свой короткий ответ или совет объятием или поцелуем. Это было знаком понимания, поддержки и сочувствия. И именно это, рассказывали женщины, так помогло им, дало чувство уверенности, ощущение сочувствия близкого человека, дало силу держаться, продолжать путь, или, наоборот, измениться и начать всё заново. Слова не всегда могут это передать!
Но если объятия или другие прикосновения служат физическому, а не эмоциональному сближению, — они ЗАПРЕЩЕНЫ и называются в Торе «деянием Египта», т.е. действиями, принятыми в Египте. К ним относятся все виды запрещённых связей, а также то, что приводит к этим связям, в том числе, прикосновения женщин друг к другу в целях «разогрева» (Рамбам) — когда «подогревается» физическое притяжение одной к другой. Любые действия и слова, ведущие к этой цели, запрещены. И, напротив, если целью таких действий или слов является проявление эмоциональной близости, они очень важны.
Следует заметить, что объятия и поцелуи уместны, когда приятны и второй стороне. Если женщина тянется обнять подругу, например, на свадьбе её племянницы, желая поздравить, а та отстраняется, стоит закончить поздравление рукопожатием. То же самое, если «вторая сторона» — начальница или малознакомая соседка. А если видно, что «вторая сторона» открыта, можно обнять. Понятно, что насильно лезть с поцелуями не стоит!
Добавлю также, что в среде молодых девочек стоит воздержаться от такого рода приветствий по каждому поводу, оставляя их только для действительно важных событий.
С уважением, Лея Солганик
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.