Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не возвращаться к ошибкам Ноаха

«И стал Ноах земледельцем и насадил виноградник» (Ноах, 9:20)

Ноах мужем праведным и совершенным был своих поколениях. Перед Б-гом ходил Ноах, так свидетельствует святая Тора. Ноах был пророком, и нет у нас понятия о пророках. Нет у нас понятия также о танаях и амораях (мудрецы периода Мишны). Мы трепещем при имени Рашаш и святого Арии, и автора «Бейт Йосеф». Мы уверены, что святой Арии не делал ничего без предварительного намерения, что каждому делу автора «Бейт Йосеф» предшествовала мысль. И тем более это относится к деянию пророка, действию Ноаха, праведного и совершенного. И это подавно касается дела по восстановлению вселенной после ужасного разрушения, закладывания основ нового мира. В прилеплении к Б-гу, в трепете и обдуманном намерении посадил он виноградник.

Почему виноградник? Из всех плодов мира, овощей и злаковых, он выбрал посадку виноградника — не трудно догадаться, почему.

Потому что из винограда извлекают сок, веселящий напиток, радующий разум. Они так нуждались в нем после того разрушения, которое открылось их глазам: совершенное уничтожение человечества, животных, растений — всего.

И они нуждались в приободряющем и укрепляющем напитке после года заключения в ковчеге, года работы до изнеможения, ухода за всеми животными в мире.

А вино — напиток веселящий и радующий разум: «Говорят песню только на вино» (Трактат «Брахот», 35). На трапезе в честь обрезания и при бракосочетании говорят благословение на полный стакан вина. И Ноах, обязанный Творцу за чудо своего спасения, должен был спеть восхваление и поднять бокал вина с благословением.

Все это по нашим понятиям. Но в вине скрыты также возвышенные тайны. Праотец Авраам дал пир в честь обрезания Ицхака, Яаков был благословлен после вина, которое принес отцу. Йосеф послал своему отцу старое вино. На жертвенник возливают вино, и оно хранится для будущего избавления. Нет, не потому хотел Ноах посадить виноград вначале.

Но это действие, которое было так возвышенно, так благородно, засчиталось ему за грех и падение: «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник». Из человека праведного и совершенного, ходящего перед Б-гом, превратился в земледельца (Мидраш Берешит раба, 36:3). Но что плохого в этой посадке? Ответ простой и краткий: там была ошибка в выборе порядка предпочтений. Вино прекрасно, оно сладко и радует. Но в мире, разрушенном и пустынном, не сажают вначале виноградник, а сеют пшеницу, выращивают помидоры, сажают этрог. Когда есть основа, обычная еда, тогда обращаются к излишествам, к радости, к вину. И если было бы так, если была бы еда, хлеб и фрукты, было бы вино благословением, как сказано «Вино во время трапезы не опьяняет» (Иерушалаимский Талмуд, Трактат«Псахим», 10:6), и это уберегло бы от всех огорчений. Но сажать виноградник вначале — это нарушение порядка предпочтений.

Эта глава, как и все главы Торы, наставляет каждого еврея во все времена.

Уже много сказано о закладке основ. Дорог, предприятий, всех вещей, хороших и нужных, полезных и красивых. Но забывают главное — базу, основу. Ибо она нужна для народа, живущего в Ционе, евреям, укореняющимся в земле отцов. Но во что они сами делают вложения? Что вкладывают в воспитание миллиона с четвертью исраэльских детей? Что вкладывают в приближение к духовному наследию, в коренную культуру, в Тору. Ведь если не вкладывать в это, если забросить область духа, оставить духовную традицию, какой характер будет у народа через двадцать лет? Какой цвет будет у государства? Для кого будут прокладываться дороги и создаваться рабочие места? И как это верно для общества в целом, так это во много раз вернее для семьи и для личности. Каждый человек обязан сформировать порядок предпочтений.

Алаха запрещает есть до молитвы, это пример порядка предпочтений. Когда выбирают квартиру, например, надо поинтересоваться синагогой и религиозной школой, и кто будут товарищами детей, до того, как интересоваться остальными деталями. Когда интересуются местами отдыха, надо выяснить кашрут и духовное состояние места, и как там обстоит дело с субботой, прежде, чем считать звездочки гостиницы. Короче, скажи мне порядок твоих предпочтений, и я скажу, кто ты. (Мааян ашавуа) Восхваление последовательности «Совершенным был в своих поколениях, перед Б-гом ходил Ноах» (Ноах, 6:9) Совершенным был он и последовательным. И объяснял рав, автор книги «Брит Авраам», благословенна память праведника: некоторые хотят понравиться людям, постоянно меняют свои мнения и принципы. Когда какая-то партия у власти, они придерживаются ее системы, а когда другая занимает ее место, они примыкают к ней.

Когда мода такая, они хвастаются ею. Когда она меняется, они меняют свой вкус, как хамелеон.

Но Ноах жил шестьсот лет перед потопом, и видел не одно поколение. Моды менялись, правители поднимались и падали, теории сочинялись и лопались, а он шел по одному пути, прямому, последовательному. Совершенный — от начала и до конца. Почему? Ибо перед Б-гом ходил Ноах.

И говорит написанное: «Я, Ашем, не изменю» (Малахи, 3:6).

Он предъявляет всегда одни и те же требования, и вера не изменяется от моды и духа времени, она постоянна.

Есть модель, основанная на известном «суде Шломо» (Млахим, 1:3). Женщина родила и во сне придавила насмерть своего ребенка. Что сделала? Подложила мертвого ребенка женщине, спавшей рядом, и взяла себе ее ребенка. Когда та проснулась и подняла крик, сказала ей: «Нет, это твой сын умер, а мой сын жив» Пришли они к царю Шломо, который в своей мудрости открыл, кто настоящая мать. И Рабейну Авраам Ибн Эзра, благословенна память праведника, пользуется этим случаем, как примером для иллюстрации внешней мудрости (науки) и учения атеизма, имеющими наглость заявлять, что истина — у них.

Как та мать, которая знала, что вторая женщина — мать живого ребенка, так и атеисты знают, что иудаизм — религия истины, Моше — истина, и Тора его — истина. Но если так, то почему они отрицают истину? Ответ можно понять из притчи.

История о нееврее, который хотел завоевать доверие торговца-еврея и обмануть его. Представится он евреем, готовым работать в магазине за пропитание и ночлег. Так узнает все ходы и выходы в доме и в магазине и сможет полностью разорить его.

Отрастил пейсы и бороду, надел малый талит. Наложил тфилин и начал бормотать молитвы. Замаскировался полностью.

В субботу утром пошел торговец на молитву. Сказал себе переодетый нееврей: «Выкурю одну сигарету перед тем, как идти на “молитву”. Потом проветрю комнату, и никто не почувствует обмана».

Зажег он сигарету и пустил облако дыма. Вдруг у него потемнело в глазах: вернулся хозяин дома! Что случилось? Наверное, забыл очки… Что делать? Сейчас он войдет и почувствует запах дыма. Нееврей поспешил закутаться в талит и наложить тфилин. Встал, раскачиваясь, около стены. Открылась дверь. Хозяин дома учуял дым сигареты. Удивился. Вошел в комнату для рабочего и увидел его в тфилине. «Что с тобой, — закричал хозяин, — тфилин в субботу?!» «Какая суббота, что за суббота, сегодня воскресенье!» — отозвался нееврей.

Упаси Ашем! Суббота сегодня, а не воскресенье!» «Да?» — округлились глаза нееврея. Он сузил глаза, наморщил лоб и «вспомнил»: «В самом деле, сегодня суббота. А я думал, что воскресенье»… И избежал взбучки.

Подобно этому,сказали наши мудрецы, благословенна память праведников (Трактат Санедрин, 63), Исраэль, предавшийся идолопоклонству, чтобы разрешить себе публичный разврат. И объясняли: они знали, что идолопоклонство — суета сует. Но они возжелали запрещенных страстей. Однако, как они могут предаться им, когда Творец запретил их? Надо сказать, что их убедили доводы идолопоклонства, и тогда все разрешено… Подобны им многие, сбросившие с себя бремя Торы, да смилуется Г-сподь. Они знают истину. Что есть Творец мира, давший Тору и совершивший чудеса на глазах у всех, и Он накажет всех, преступивших его слова.

Но их злое начало одолевает их, и нет у них силы и желания покорить его. Приводят они доводы: «Нет, это твой сын мертвый, а мой живой», чтобы усыпить угрызения совести… (Авотейну сипру лану, Ладаат хохма вэ мусар)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ