Из города в город переезжал раби Исраэль Салантер, пытаясь вернуть евреев к их Небесному Отцу. И многие раскаялись совершенным раскаянием в результате его влияния. В последний период жизни он поехал в Германию, в сопровождении рава Элиэзера Шулевича, одного из его учеников.
Однажды они оказались в Берлине в 10 дней раскаяния, и р. Салантер решил провести Йом Кипур в этом городе.
Для праздничной молитвы ими была выбрана одна из самых больших синагог Берлина.
Йом Кипур выдался жарким как никогда и пост давался раби Элиэзеру с большим трудом. Перед минхой он почувствовал себя плохо — участилось сердцебиение и стало трудно дышать. Рав решил выйти из синагоги, подышать свежим воздухом. Через некоторое время ему полегчало и он хотел было вернуться в зал, но обнаружил, что уже началась молитва «Шмона эсре».
Двери синагоги были раскрыты настежь, чтобы внутрь попадал свежий воздух. Раби Элиэзер не мог вернуться на свое место — ведь нельзя мешать во время «Шмона эсре», поэтому встал в дверях синагоги и начал молитву.
Он уже заканчивал молитву, как вдруг голос рава Исраэля прошептал ему в ухо:
«Что же ты делаешь! Посреди Дня Искупления ты крадешь у людей свежий воздух! Двери распахнуты, чтобы людям было легче дышать, а ты загораживаешь их! Это гезель!»
Немедленно после «Шмона эсре» раби Элиэзер вернулся в свой угол и там продолжил молитву. Многие годы рассказывал он об этом случае, добавляя:
— Вот как серьезно относился рав Салантер к заповедям «между человеком и человеком», ведь за прегрешения в этой области даже Йом Кипур не может искупить!
В преддверии Дня Искупления мы должны помнить, что этот святой день может «стереть» преступления перед Всевышним, но не преступления против человека. Поэтому необходимо помириться, примириться с нашими близкими — родственниками, учителями, соседями, друзьями…со всеми.
Непросто извиниться, еще труднее просить прощения от чистого сердца, утешить обиженного, но мы должны это сделать. Пока есть еще эта возможность, когда дух примирения витает над нашими головами, откроем в эти дни новую страницу в наших отношениях и удостоимся доброго и счастливого года!
Читайте тематический обзор главы Аазину.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.