«Мера совершенная и справедливость будут у тебя»
Как-то раз выпал случай раву Ицхаку из Ворки побывать у праведника раби Давида из Лалова. И стал он свидетелем такого случая…
Рано утром встал раби Давид, завернулся в талит, наложил тфилин и уже хотел было начать молиться, как раздался стук в дверь. Рабанит дома не было. Раби Давид открыл дверь. Какой-то нееврей просил продать ему литр водки. Раби Давид, не говоря ни слова, проворно спустился в подвал и, скрупулезно отмерив точно литр, подал покупателю.
Тот начал торговаться. Попросил сделать скидку, а еще лучше — добавить еще пол-литра водки за ту же цену. Тогда раби Давид, снова не говоря ни слова, взял кувшин, спустился в подвал, и вылил водку назад в бутыль. Потом вернулся в комнату и принялся молиться. Покупатель убрался восвояси несолоно хлебавши, а рав Ицхак тихо удивлялся: почему вообще раби Давид отвлекся и пошел за товаром? И если уже пошел, почему все-таки не договорился с покупателем и не продал ему?
Когда молитва закончилась, рав Ицхак задал раби Давиду свой вопрос.
Объяснил раби Давид:
— Во всех моих делах я стараюсь придерживаться принципа «на всех твоих путях знай его», то есть при любом поступке нужно понимать, приносит ли этот поступок радость Всевышнему. Когда я пошел отмерять водку, я выполнял мицву «верная эйфа и верный гин» (точные меры измерения сыпучих тел и жидкостей) и потому поспешил ее сделать. Когда же покупатель начал спорить со мной, мне стало ясно, что это просто вопрос торговли, и я прекратил этим заниматься. Потому что, какое же удовольствие Всевышнему от обычной торговли?
В эти дни мы говорим, слышим, читаем о возвращении к тшуве, о раскаянии. Мы все знаем, что это необходимо сделать, но делаем ли мы это на самом деле? Проходим ли все те этапы, которые необходимы для совершенного раскаяния? И как найти для тшувы время среди каждодневных дел?
Наши учителя, мудрецы и праведники, во всех своих дела руководствовались принципом: я делаю то, что хочет от меня Всевышний! Это доступно любому человеку. В самых простых, повседневных делах спроси себя «чего сейчас ждет от меня мой Творец?», и тогда каждый день ты будешь подниматься на новую ступень в служении Святому, да будет благословен Он.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.