Темы: Недельная глава, Ки тиса
Недельная глава Ки Тиса начинается с повеления Ашема пересчитать сыновей Израиля. Но пересчитывать их поголовно нельзя, это может привести к эпидемии. Поэтому считать надо было особым образом: каждый еврей должен пожертвовать на Мишкан монету в половину серебряного шекеля. Потом монеты взвешивали — и таким образом узнавали количество евреев.
Наши Мудрецы, да будет благословенна их память, говорят: «На что это похоже? Как будто у царя в сокровищнице лежат великолепные драгоценности, которые очень дороги ему. Время от времени он их пересчитывает и проверяет, всё ли в порядке, все ли в сохранности…»
Потом Ашем велит Моше сделать из меди умывальник, в котором коэны будут омывать руки и ноги перед служением в Мишкане.
Далее Ашем учит Моше, как сделать масло для священного помазания: из чего оно должно быть приготовлено и как им пользоваться. Им нужно было помазать Мишкан, все находящиеся в нем священные предметы и самих служителей — Аарона и его сыновей.
Затем Ашем говорит, как готовить смесь для воскурения — она состояла из веществ, обладающих очень приятным запахом. Смесь для воскурения можно было делать только определенным способом, и никак иначе. Сделать такую же смесь просто так, чтобы пользоваться ею как духами, было строго запрещено!
А кто же будет в действительности изготовлять все священные предметы для Мишкана? Ведь ни у кого из людей прежде не было такого опыта? Ашем выбрал для этой роли двух людей — Бецалеля и Оголиава, и наделил их Духом Всевышнего, даром понимания, мудростью и талантом, чтобы смогли они изготовить именно то, что нужно.
После этого Ашем напоминает еще раз: храните Субботу, соблюдайте ее, не нарушайте, даже для изготовления Мишкана и его принадлежностей. Отсюда мы учим, какие именно работы запрещены в шабат — те, что выполнялись при его строительстве!
После разговора с Моше Ашем дал ему две скрижали, на которых были высечены Десять Речений.
А тем временем евреи, просчитавшись, сильно провинились перед Ашемом: сделали себе золотого тельца. Это было страшное преступление! Ведь поклоняться идолам запрещено! Ашем очень разгневался на сыновей Израиля и даже хотел их всех уничтожить, но Моше молился и просил пощадить их. И Ашем в конце концов простил евреев. Это произошло в день, который мы теперь называем Йом Кипур — самый священный из всех дней года, когда Ашем вновь и вновь дарит своё прощение детям Израиля.
Но грех золотого тельца не прошел евреям даром: их постигло все же наказание, хоть и не такое страшное. Сыновья колена Леви поразили мечом многих из народа, а потом началась эпидемия, во время которой очень многие умерли. И во всех поколениях Ашем добавляет немножко от наказания за этот грех к другим наказаниям, за другие провинности, чтобы постепенно евреи восполнили свой неоплаченный долг перед своим Отцом.
Скрижали, которые дал Моше Ашем, разбились. Моше уронил их, когда увидел, что евреи поклоняются идолу. Поэтому Ашем велел Моше изготовить новые скрижали, на которых снова написал Десять Речений.
Когда Моше вернулся снова, то передал евреям Тору, которую получил от Ашема, Его заповеди и повеления. С тех пор, как Моше спустился с горы Синай, где он видел славу и величие Ашема, лицо его стало излучать неземной свет. Люди даже стали бояться этого проявления святости, так что Моше стал прикрывать свое лицо, чтобы не вводить людей в смущение.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.