Поиск
Версия для печати

Ключ к хорошим отношениям. Ваигаш

 «Оцарот»  — Ключ к хорошим отношениям. Ваигаш

Как в воде лицо к лицу, так и сердце человека к человеку

«И подошел к нему Йеуда, и сказал: позволь, господин» (44:18). Один из членов общины в Джарбе, старый богобоязненный еврей, остерегающийся всякого зла, отличался незаурядной наивностью и простодушием. Он часто подходил к гаону раби Калфону Моше Коэну и задавал ему странные вопросы, над которыми посмеялся бы любой, кто их услышал. Но раби Калфон всегда отвечал ему доброжелательно и с улыбкой, никогда не впадая в раздражение.

Однажды этот еврей обратился к раби Калфону с таким заявлением: «Раби! Я хочу подать иск в раввинский суд против… Луны!»

Раби, который уже знал этого человека и его манеру, не стал смеяться и сдержался.

«Повсюду, куда бы я ни пошел, Луна следует за мной и лишает меня приватности», — аргументировал истец свое заявление.

Вместо того, что прогнать его с глаз долой, рав поступил согласно совету царя Давида: «С человеком наивным веди себя наивно» (Теилим 18:26).

«Я слышу твое обращение, — ответил он, — Теперь я должен выслушать и Луну. Иди домой, а вечером, когда появится Луна, послушаем, что она скажет. И тогда завтра приходи на суд, и мы постановим приговор».

Истец отправился домой, а на следующий день вернулся к раби Калфону. Тот сказал ему: «Взгляни, как глубоки слова мудрецов, запретивших выслушивать лишь одну сторону в суде. Ты в курсе, что у Луны тоже есть иск против тебя? Она обвиняет тебя в том, что это ты начал преследовать ее!»

«Я? — удивился посетитель, — С чего это вдруг? Это она тащится за мной в любое место! Когда я иду, она идет за мной. Встаю — останавливается. Поворачиваюсь, и она поворачивается следом».

«А что ты ответишь, — продолжил раби, — на утверждение Луны, которая справедливо говорит, что не стала ходить за тобой, пока ты не начал смотреть на нее? С этого дня и впредь перестань смотреть на Луну, и убедишься, что она тоже больше не ходит за тобой и не вторгается в твое личное пространство». Этот наивный человек поступил, как посоветовал ему рав, и с тех пор претензий к Луне у него больше не было.

Когда Йеуда убедился, что обычными путями он не сможет изменить отношение египетского правителя, он — по мнению автора «Ор а-Хаим» — решил испробовать психологический подход.

Что он сделал? Воспользовался принципом, образно сформулированным царем Шломо: «Как в воде лицо к лицу, так и сердце человека к человеку» (Мишлей 27:19). Именно такой тактикой Йеуда воспользовался, подойдя к Йосефу. Он изменил у себя в сердце отношение к египетскому властителю, издевавшемуся над ним и его братьями. Он заставил себя почувствовать симпатию к нему. И согласно приведенному принципу, было неизбежно, что и этот властитель начнет испытывать позитиные чувства к Йеуде, стоящему перед ним с просьбой о Бенъямине.

«Ор а-Хаим» раскрывает нам здесь идею, способную произвести переворот в запутанной системе человеческих отношений. С его слов, ключ к нашим отношениям с ближним находится в наших руках! Человек может сформировать отношение другого к себе, только если сам изменит свой подход к нему. Форма поведения первого вызывает похожую реакцию второго. Попробуйте, например, ответить шепотом, когда на вас кричат — велика вероятность, что вы получите тихую и миролюбивую реакцию. Удивительно, но можно вызвать изменение в сердце ближнего, не вступая с ним в явную связь, так что иногда отношения между друзьями удается изменить одной лишь мыслью!

Рабейну Йосеф Хаим в книге «Нифлаим Маасейха» приводит в этой связи чудесный пример.

Однажды, занимаясь собиранием сена в стоги, крестьянин получил письмо от своего дяди. В нем дядя приглашал его приехать в столицу с визитом. Крестьянин стоял в волнении перед редкой выпавшей ему возможностью посетить большой город. Он поспешил рассказать об этом своим друзьям и ближним. А те услышали, и в глазах их заблестела зависть. Закончив дела, крестьянин запряг лошадь в телегу, попрощался с семьей и отправился в путь.

Запачканный дорожной пылью, он прибыл, наконец, в дом своего дяди. «Подойди к раковине и помой руки и лицо», — сказал ему тот.

Крестьянин подошел, но спустя минуту вернулся: «Прости, дорогой дядя, но вода утекла из раковины».

Дядя усмехнулся в ответ на реплику этого невежественного деревенщины, подошел к раковине и открыл кран перед его удивленным взглядом. Питание тоже оказалось непростой задачей — крестьянин не привык есть ложкой и вилкой. Он пару раз уколол себя ею прежде, чем ему удалось положить в рот кусок с тарелки.

После трапезы дядя предложил ему немного отдохнуть с дороги и направил в приготовленную для него комнату. Крестьянин вошел туда и закрыл за собой дверь. Но вдруг он был поражен, увидев перед собой человека. В первый момент он рассердился на дядю, который отправил его отдыхать в общей комнате вместе с таким уродливым типом. Но, спустя мгновение, он решил показать этому незнакомцу, что является племянником хозяина дома. Он встал и высунул язык перед ним. К его удивлению, этот незнакомец тоже посмел высунуть язык ему в ответ. Крестьянин всерьез разозлился и поднял кулак, но и человек напротив него, будучи довольно коренастым, также поднял свой кулак.

«Хватит!» — воскликнул крестьянин. Услышав крик, дядя поспешил ему на выручку.

Он увидел своего племянника в гневе с угрожающе поднятым кулаком. «Что случилось?» — спросил дядя с удивлением.

«Зачем ты привел меня в комнату с этим уродливым и злобным мужиком?» — вознегодовал крестьянин.

Дядя усмехнулся: «Видно, это ты начал с ним ссору. Попробуй-ка успокоиться и посмотри, что будет».

Видя, что племянник сомневается, дядя приободрил его: «Сделай слабую улыбку». Тот постарался искусственно улыбнуться, и человек напротив него сделал то же самое. Крестьянин улыбнулся шире, и его «сосед по комнате» повторил это вслед за ним. Крестьянин хотел подойти к нему. Шаг за шагом он двигался вперед, пока не наткнулся на стекло — это было зеркало!

Когда человек стоит перед другом и удивляется, почему у того такое кислое выражение лица, стоит испробовать совет мудрейшего из людей: «Как в воде лицо к лицу, так и сердце человека к человеку». Такая попытка принесет успех выше ожидаемого (Оцротейну).

Глава Ваигаш. Встреча Йосефа и братьев

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваигаш

Аудиоурок: Противостояние Йосефа и Йеуды

Нравится!
Поделиться ссылкой:
Пошлите ссылку другу
Опубликуйте ссылку в блоге
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Памятка

Прежде чем задать вопрос консультанту...

Дорогие друзья! Спасибо за доверие, которое вы нам оказываете, обращаясь за советами, основанными на взгляде Торы и еврейских мудрецов на семейную жизнь. Чтобы ответы наших семейных консультантов были более эффективны, просим обратить внимание...

Прежде чем задать вопрос консультанту...

Дорогие друзья!

Спасибо за доверие, которое вы нам оказываете, обращаясь за советами, основанными на взгляде Торы и еврейских мудрецов на семейную жизнь. Чтобы ответы наших семейных консультантов были более эффективны, просим обратить внимание, что:

1.

Ответы на вопросы даются на основе информации, полученной из текста вопроса и ваших анкетных данных. Чем меньше информации поступает от пользователя, тем более общим будет ответ, что может сделать его менее пригодным в вашей конкретной ситуации. Пожалуйста, укажите: возраст, место жительства, семейный стаж, количество детей, профессии супругов, к какой общине принадлежите и т.д.

2.

Нет универсальных рецептов. Обстоятельства каждой семейной проблемы индивидуальны и не всегда могут быть учтены в рамках краткой переписки, поэтому все советы следует применять с учетом обстоятельств, которые известны только вам самим.

3.

Если вы полагаете, что данный вам ответ неприемлем или он вас не удовлетворяет, напишите нам снова, но при этом уточните данные и подробней опишите ситуацию. Возможно, надо искать другие пути решения.

4.

Ответы наших консультантов в тех случаях, когда это необходимо, не могут заменить профессиональную помощь религиозного психолога. Поэтому, если вы находите в ответе на свой вопрос совет обратиться к семейному консультанту или психологу по месту жительства, не игнорируйте его!

5.

Часто за советом обращается только один из супругов, который понимает, что нужны какие-то изменения, в то время как противоположная сторона в этом участия не принимает. При таких обстоятельствах совет может быть обращён только к тому, кто спрашивает. И хотя это не всегда может решить корень проблемы, тем не менее, стоит к нему прислушаться.

6.

Все пользователи имеют право на сохранение анонимности и на отказ от публикации своих вопросов.

С уважением, Редакция раздела «Семья»

Рубрикатор материалов раздела ЕВРЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

Здесь вы можете найти ответ на свой вопрос среди опубликованных ранее материалов. Выберите подраздел и тему. Темы располагаются в алфавитном порядке.
Бар мицва Бат мицва Безопасность Братья и сестры Внимание к ребёнку Внутренний мир Воображение Воспитание в духе Торы Воспитание самостоятельности Гиперактивность Грудное вскармливание Дети от первого брака Детская агрессия Детский сад Дисциплина Доверие Доверие к детям Домашнее обучение Домашние животные Зависимости Игры с родителями Избалованность Имена детей Истерики Компьютер и СМИ Конфликт между воспитателями Кражи Кризисы в воспитании Критика Кружки Личный пример Ложь Любовь к ребенку Мать-одиночка Методики воспитания Мировоззренческие вопросы Молитва и благословения Наглость Наказание Насилие Непослушание Общение с детьми Организация быта Отношение к деньгам Отношения со сверстниками Отчуждение Первенец Плач Питание Плохие привычки Плохое поведение Подарки Поддержка Половое воспитание Помощь родителям Поощрение Пополнение в семье Последовательность Правила хорошего тона Приучение к порядку Проблемы со здоровьем Проведение досуга Развитие речи Ревность Риталин Самооценка Совместное проживание детей Ссоры и драки Субботы и праздники Страхи Туалетные вопросы Укладывание спать и сон Установление границ Физическое развитие Черты характера Чрезмерная строгость Чтение для детей Чувствительный ребенок Школа
Последнее в «Семье»
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+