Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сатан предлагает нам кучу хороших коней и ничего не просит взамен

«И было, когда обращалась она к Йосефу изо дня в день, а он не слушал ее» (39:10). Слабая коза ела траву на вершине высокой горы. Ее заметил голодный волк. Хотел он растерзать ее, да все никак не мог забраться наверх. И тогда он решил попробовать убедить ее спуститься на равнину.

«Госпожа, — обратился он к козе нежным голосом, — ты подвергаешь свою жизнь опасности. Пожалуйста, спускайся вниз, здесь тоже есть вкусная трава».

Взглянула коза вниз на обращенного к ней голодного волка и дала решительный ответ: «Верно, насчет травы ты прав. Но, между нами говоря, ты скорее заботишься о своей пище, чем о моей».

Хитроумное злое начало претворяется нашим любящим другом, который желает нам лишь добра, тогда как на самом деле это злейший враг человека. Пусть каждый подумает: «Если придет мой заклятый враг и даст мне разные советы и рекомендации, обещая, что позаботится о моем благе, разве придет мне на ум прислушаться к нему и последовать его советам? Там непременно спрятана какая-то ловушка! Чем же, в таком случае, отличается злое начало?» Никто не принимает советы от своего ненавистника.

Такое отношение к злому началу раби Давид Дидо а-Коэн (один из глав ешивы в Джарбе) выучивает в книге «Ани ле-Доди» из поведения праведного Йосефа. Как Йосефу удалось почувствовать, что жена Потифера желает лишь наслаждения для себя, а не добра для него? Он заметил, что она уговаривает его каждый день заново, и понял, что если бы она хотела ему добра, ей не пришлось бы постоянно просить его. Вот почему он не прислушался к ней.

Во времена раби Йоханана Айбешица во дворце королевской семьи в Праге стал работать христианский священник, который больше всего на свете ненавидел евреев. Он поставил себе целью натравить на них короля.

Время от времени он вступал в ожесточенные споры с раби Айбешицем, но у того была особая помощь свыше — Б-г даровал ему острый ум и здравый смысл, и тот раз за разом обращал аргументы против своего оппонента.

Однажды, когда диспут с раби Йонатаном завершился его полной победой, его христианский противник встал и произнес: «Ваше Величество знает, что правда на моей стороне, и что христианство — лучшая и превосходнейшая среди всех религий. Просто изощренный ум и острый язык рава Айбешица не позволили мне это доказать. На его стороне не правда, а софистика и не более. Если хотите, чтобы я доказал свою правоту, пригласите сюда простого еврея, и пусть он вступит со мной в диспут. Тогда и посмотрим, чья вера истинна!»

Решили, что первого же простого еврея, который будет проходить мимо дворца, призовут внутрь и заставят спорить со священником.

Не прошло много времени, как телега проехала мимо дворца. На ней сидел еврей-извозчик в грязной одежде с большим прутом в руках. По приказу короля его ввели внутрь, и священник получил право голоса.

«У меня есть сделка для тебя, — начал он, потирая руки от удовольствия, — с этого дня и впредь король даст тебе должность извозчика при дворце». Король кивнул головой, а священник продолжил: «Такая высокая должность даст тебе хороший заработок. Тебе больше не придется зависеть от милости людей. Ты и твоя бедная семья сможете жить бесплатно рядом с дворцом и наслаждаться полными гражданскими правами. К тому же, ты получишь благородный титул, и ни в чем не будет недостатка. А мы позаботимся и о твоем будущем мире, где ты будешь наслаждаться вечной наградой».

Священник сделал короткую паузу и продолжил: «Взамен за это ты должен лишь согласиться, чтобы я брызнул на тебя и твою семью водой и провозгласил: “Отныне и впредь вы христиане”!»

Тот еще не успел закончить речь, а лицо извозчика уже покраснело. Он в страхе схватил свой прут и замотал головой в решительном отказе. Лишь спустя несколько секунд он смог произнести отдельные слова: «Нет, нет, нет!»

Христианин, бывший уверен, что такой бедняк примет предложение с восторгом, стоял в растерянности. Но он быстро пришел в себя и захотел разобраться: «Мы не станем заставлять тебя или твою семью совершать какие-либо действия против вашей воли, но все же не будешь ли любезен объяснить: в чем смысл твоего отказа? Зачем противиться такому заманчивому предложению?»

В тот момент раби Йонатан Айбешиц стоял у стены зала и молился Всевышнему, чтобы Он вложил мудрость в сердце извозчику и помог ему дать достойный ответ. Глаза извозчика остановились на короле и священнике, и было видно, что он боится отвечать, размышляя, стоит ли вообще говорить что-нибудь.

«Не бойся, — успокоил его король, — говори все, что захочешь. Мы не сделаем тебе ничего дурного».

Извозчик собрался с духом и ответил: «Когда вы предложили мне сделку, я вспомнил завещание моего покойного отца, благословенна его память. Он тоже был извозчиком — честным и праведным. Перед смертью он заповедал мне быть богобоязненным евреем, отстраняться от зла и творить добро. Кроме этого, он научил меня, как вести торговлю.

“Мой дорогой сын, — сказал он мне, — я оставляю тебе двух сильных лошадей, благодаря которым я зарабатывал себе на хлеб. Береги их и работай с ними. Но вот чего тебе следует остерегаться. Если столкнешься с продавцом лошадей, который предложит тебе обменять твою лошадь на ту, что лучше, да еще будет готов добавить тебе денег — не соглашайся! Ведь не просто же так он готов отдать тебе лошадь да еще и с деньгами в придачу. Если лошадь и выглядит превосходно, она наверняка страдает от скрытой болезни или она краденая”.

Господин священник, — продолжил извозчик, — Вы предлагаете мне все блага мира, да еще и жизнь вечную в придачу к ним. И к удивлению, вы ничего не требуете от меня взамен. Это заставляет меня думать, что ваш товар с изъяном. Видно, что-то в нем испорчено. Вот почему я отказываюсь».

Широкая улыбка засияла на лице у короля. Он приказал слуге дать извозчику дорогой подарок и отправил его с миром. Священник был опозорен и огорчен. Он обратился к раби Йонатану, который все время молчал, и произнес: «Ты победил, раввин Праги, и в этот раз!»

Насколько верно завещание извозчика! Сатан предлагает нам кучу хороших коней и ничего не просит взамен. Мы же вместо того, чтобы проверить его щедрые предложения, соблазняемся раз за разом брать его товар, не справшивая, в чем его выигрыш с этого. В итоге мы узнаем, что кони были крадеными и больными. Неожиданно открываем, что променяли вечный мир на временное удовольствие.

Давайте же не забывать завещание того старого еврейского извозчика (Оцротейну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ