Абухацера, автор книги «Абир Яаков», в другой своей книге «Питухей Хотам» объяснил: «Месяц Элуль — это время, когда человеку необходимо исследовать свои поступки и проверить свое состояние, как в отношении веры и упования, которые относятся к принципу “Скрытое Б-гу Всесильному нашему” (и называются “скрытыми”, поскольку один не знает, что на сердце у другого), так и в отношении исполнения практических заповедей, относящихся к принципу “Открытое — нам и детям нашим”. Поэтому, если взять слова “Б-гу Всесильному нашему, а открытое нам”, из первых букв (на иврите) получится слово Элуль (אלול)»
Выводы из такого самоанализа приведут к раскаянию и исправлению своего пути: «Чтобы исполнять все слова этой Торы», а это приведет к благополучному приговору на Высшем Суде.
Несмотря на возложенную на родителей обязанность утвердить в своих детях мысль о том, что есть суд и есть Судья, и что всякое действие Всесильный приведет на суд, нужно искать способы общения с молодым поколением, а не приказывать ему в категоричном тоне, что это можно, а это нельзя. Все согласны, что идеальным было бы, чтобы ребенок сам усвоил, что от него требуется. Если же родители решат пойти путем приказов и запретов, они не достигнут успеха.
Рассказывает рав Зильберштейн. Однажды я вошел в бейт-мидраш, где сидели двое детей в возрасте около 5 лет. Они достали тома Гмары из шкафа и сели ее изучать. В первый момент я был поражен: как такие малыши уже учат Гмару? Мало того, они еще начали раскачиваться над книгами, как взрослые. Со стороны казалось, что они проходили один из сложнейших разделов Талмуда.
Дети этим не ограничились — они еще вертели пальцами, как часто делают те, кто дискутирует по поводу сложных соображений Рашбы и Рамбана, Раавада и Рамбама. Я уже не мог сдерживаться и подошел к ним, чтобы послушать, о чем у них идет речь. И был поражен услышанным.
Эти двое малышей повторяли одно-единственное слово, произнося его бессчетное количество раз. Всего одно слово.
Знаете, что это было за слово?
«Запрещено»!
Так, не говоря ничего другого, сидели себе два ребенка и снова и снова повторяли: «Запрещено, запрещено, запрещено». А потом опять и опять, подражая интонации взрослых, изучающих Гмару.
Жаль. Разве все знание еврейских детей о Торе ограничивается тем, что все запрещено, запрещено, запрещено? Разве нет ничего разрешенного? Удивительно!
Вместо того, чтобы передать нашим детям сладость и вкус Торы, сообщить им радостную весть о том, что наша Тора — это Учение Жизни, родители заняты лишь запретами и предостережениями.
Верно, что уже само пребывание маленьких детей в бейт-мидраше — это хорошо. Тем более, если там они открывают Гмару и садятся учиться, даже если это лишь «понорошку». Когда сидишь в святом месте, уже это одно может поселить в душе любовь к Торе и трепет перед Небесами, особенно если дети смотрят на тех, кто по-настоящему трудится над Торой.
Значит, нет ничего страшного, если дети будут сидеть в бейт-мидраше и все время повторять слово «запрещено». Мы лишь хотим сказать, что для нашего поколения гораздо более подходящим способом воспитания будет прививать любовь к учебе и придавать важность духовным темам (Леханех Бе-симха).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.