«Смотри, Я ставлю перед вами сегодня благословение» (11:26). Гаон раби Давид а-Коэн в своей книге «Аават Давид» написал, что Моше Рабейну не зря подчеркивает слово «сегодня». Это учит нас тому, что человек способен измениться каждый день и перейти с пути проклятия на путь благословения. Подобно этому, можно с легкостью превратить изучение «не во имя» в изучение «во имя» благодаря тому, что оно будет совершаться ради ближнего.
Рав Элияу Рот, бывший помощником Адмора раби Шломо из Звиля и сам ставший для многих учителем, говорил: «Главная чудесная сила Торы раскрывается, когда ее изучают во имя Творца. Тогда она “защищает и спасает”, оберегает человека от любых дурных напастей. С другой стороны, когда еврей творит добро ближнему, даже если это делается не во имя Творца, такая важная заповедь записывается ему в заслуги. Ведь к конечном счете тот, кому сделали добро, получил пользу и удовольствие».
Затем он обратился к слушателям и сказал: «А если так, у меня для вас хорошее предложение. Примите решение, что будете изучать Тору ради ее преподавания. Тогда ваша Тора превратится в “учение милости”, и заповедь совершения добра, заключенная в ней, окажет свое влияние, даже если вы не будете изучать ее во имя Творца. Достичь уровня “учить, чтобы преподавать” можно и без того, чтобы затем давать уроки сотням учеников. Любую ценную мысль, которую вы выучили, передайте затем еще кому-то — другу, ученику, соседу, и так вы извлечете из Торы еще и милосердие».
То же самое открыл святой Адмор из Гура, автор книги «Имрей Эмет». Он задает вопрос: как сыны Израиля исполняли заповедь подаяния милостыни и оказания помощи в пустыне? Ведь там у них ничего не было! Все необходимое приходило к ним с Небес. Могли ли они выполнить заповедь милосердия?
Он отвечает, что их милосердие выражалось в том, что они преподавали друг другу Тору.
Эта заповедь милосердия через преподавание Торы в особенности исполняется, когда помогают ученикам, столкнувшимся с проблемами и зашедшим в тупик. Их приободряют продолжать учебу, чтобы они не упали в бездну отчаяния. Такая Тора безусловно является Торой милости (Леханех Бесимха).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.