«И исповедуются в своем грехе» (26:40). В самом признании греха и исповеди уже есть нечто такое, что помогает оправдать человека. Знающий, что поступил неправильно, и признающийся в этом успокаивает гнев и приготавливает себя к прощению и настоящему искуплению.
Припоминаю случай, — рассказывал гаон раби Менахем Цви Берлин, глава ешивы «Рабейну Хаим Озер», — произошедший в районе Ахва в Иерусалиме. Из него можно понять, насколько драгоценно признание греха.
Эти события происходили в период, когда поставка продуктов была ограничена, и народ «живущий в Ционе» терпел нелегкие дни. Большие, благословенные детьми семьи получали мясо всего раз в месяц, а то и еще реже. Но участь одной иерусалимской семьи была лучше — она получала посылки с мясными продуктами от одного американского еврея, решившего поддержать ее.
И вот настал день, когда эта семья получила письмо от своего благодетеля, в котором он сообщал о своем решении переехать в Израиль. Мать семейства поспешила встретить этого господина почетной трапезой, чтобы выразить свою благодарность за помощь на протяжении лет. В день его приезда она достала самую красивую посуду, положила на стол цветную скатерть и приготовила самую вкусную еду.
За два или три часа до того, как их благодетель должен был прибыть в Иерусалим, стол был накрыт и приготовлен со всей торжественностью, как подобало для почтенного гостя. Зная своих детей, хозяйка закрыла дверь в комнату, чтобы никто из них не вошел туда и не причинил вреда.
Один из маленьких детей, бывший особенно любопытным, захотел проникнуть в комнату и поближе рассмотреть роскошный стол. Все-таки не каждый день устраивали такое событие в Иерусалиме в те дни…
Ребенок подождал, пока его мать уйдет из дома на несколько минут, и воспользовался моментом. Он сумел пробраться в комнату, покрутился возле стола, посмотрел на посуду и решил, что пора уходить. Но тут его цицит зацепился за скатерть, свисавшую со стола. Ребенок этого не заметил и продолжал идти, потащив за собой все, что было на столе. Посуда упала на пол и разбилась, и все красивые приготовления пошли насмарку.
Мама, уже успевшая вернуться домой, услышала грохот от разбиения посуды и содрогнулась. Что было сил она кинулась в комнату и увидела, какой «подарок» приготовил ей младший сынок. Он все еще оставался рядом со столом, потрясенный, как и его мать.
Увидев лицо матери, он выскользнул из дома и побежал, а она пустилась за ним.
И так бежали они из переулка в переулок, пока прохожие смотрели на это странное зрелище. В какой-то момент ребенок обернулся и увидел, что мать уже почти настигла его. Еще немного, и она схватит его и задаст хорошую взбучку.
Поняв, что беды не миновать, он на мгновение остановился, повернулся навстречу матери и сказал: «Мама, я согрешил. Я сожалею и обещаю, что больше такого не повторю. Прости меня».
Что же сделала мама, услышав такое?
Вместо того, чтобы врезать ему ремня за весь причиненный ущерб, она обняла его за шею и принялась целовать! И всякий, кто видел эту сцену, — заканчивает гаон раби Менахем Цви Берлин, — извлек из этого урок о силе исповеди и признания греха (Бархи Нафши).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ