«Если по законам Моим будете ходить» (26:3). Рассказывает гаон рав Хаим Яаков Левин.
Когда-то давно я учился в ешиве Каменец у гаона раби Баруха Бера, умершего перед тем, как разразилась страшная война. Хазон Иш сказал, что его труд над Торой защищал все поколение, и когда для нас был вынесен этот страшный приговор, он не мог воплотиться до смерти раби Бера.
В ту пору моей юности однажды несколько лучших учеников собрались в комнате гаона, и в обсуждении возник сложный вопрос по одному из разделов Гмары. Все пытались разрешить его — один так, другой эдак — но все варианты ответа отвергались, а вопрос продолжал стоять, как крепостная стена.
В тот момент глава ешивы вошел в комнату и увидел, что все крайне напряжены, а на лбах собравшихся от умственных усилий возникли морщины.
«Чем вы здесь занимаетесь?» — спросил он.
Ученики изложили перед ним мучивший их вопрос. Едва услышав его, рав, не сходя с места, дал поразительный по своей глубине ответ. Он развернул рассуждение, привел аргументы и озарил всех светом.
Лица прояснились, напряжение ушло — не бывает радости больше, чем от разрешения сомнений!
Внезапно лицо самого главы ешивы помрачнело. Ученики с тревогой смотрели на него, пока он расхаживал по комнате из угла в угол, держась рукой за лоб. Затем он остановился возле стола и произнес сокрушенным голосом: «Я ошибся, дорогие мои!» Со страданием и сожалением он сказал: «Каюсь и признаюсь, что поступил неправильно».
И пока еще все присутствующие были ошарашены, рав начал объяснять: «Наши святые мудрецы говорили, что если человек скажет тебе “Я не трудился и нашел”, не верь ему. Ведь Тора обретается лишь стараниями! Все познания в ней, любые открытия и постижения должны приходить только через труд. А сейчас я едва лишь услышал вопрос, как тотчас сообщил ответ на него. На первый взгляд, это хорошее объяснение, умное и меткое. Но мудрецы свидетельствуют, что этому верить нельзя. Надеюсь, я не преступил запрет открывать в Торе смыслы, несоответствующие Алахе. Ведь у того, кто так делает, нет доли в будущем мире!»
Оставив учеников удивленными, он вновь стал ходить по комнате из угла в угол, а его глаза горели, как два языка пламени. Он размышлял над вопросом со страшным усердием. По прошествии целых десяти минут напряженного размышления его глаза засияли: «Благословен Г-сподь, — вскричал он, — я трудился и нашел! Подойдите, послушайте ответ на ваш сложный вопрос!»
Ученики преклонили ухо, и глава ешивы начал излагать им свой ответ. Слово за словом он повторил весь предыдущий вариант ответа…
Но это невозможно было даже сравнивать! В этот раз слова были произнесены с могучим огнем, с вдохновенным энтузиазмом. Теперь это был ответ, полученный в стараниях!
Мы вряд ли можем себе представить поразительные таланты «князя Торы», гаона раби Аарона Котлера. Его открытия лились, словно вода из неиссякаемого источника. Он давал уроки по четыре-пять часов без перерыва, связывая одну мысль с другой, так что даже лучшие из его учеников уставали. Целые два дня посвящались в ешиве тому, чтобы восстановить весь урок по частям и заучить его.
Однажды, в разгар снежной зимы, в печи горел огонь, а труба засорилась. Учебное помещение начало заполняться дымом. Некоторые сразу убежали, тогда как другие продержались еще полчаса. Отдельные учащиеся покинули зал, лишь спустя час, — их глаза слезились, а сами они тяжело кашляли. Но глава ешивы продолжал сидеть за книгой с полным воодушевлением. Он даже ничего не заметил и рассуждал над разделом Гмары до полного его прояснения.
И тогда он обратил внимание, что остался один в зале. «Где же все?» — недоуменно спросил он.
Вот что значит настоящий труд над Торой (Майян а-Шавуа).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ