Что такое «это», о котором здесь написано? Праведный гаон рав Моше Рубенштейн, машгиах из ешивы Ломжа, написал в книге «Аават Мейшарим» от имени Сабы из Кельма, что речь идет об исходе из Египта. Уроки и наставления исхода освещают наши глаза и направляют стопы. В любой ситуации и на любой развилке дорог мы можем поразмышлять о нем и почерпнуть из этого бодрость и надежду, веру и упование. Исход из Египта – это компас для всех событий в жизни как индивидуума, так и целого общества во всех поколениях.
Божественный каббалист рав Авраам Хаим Адес был одним из величайших мудрецов Арам-Цовы. Однажды ему нужно было поехать в соседний город. Для этого он должен был взять напрокат осла и присоединиться к каравану, чтобы не подвергать себя лишней опасности, путешествуя в одиночку. Один араб сдавал напрокат ослов и организовывал караваны, но рав Авраам решил взять осла у еврея, как того требует Писание: «Чтобы жил брат твой с тобой».
Он сообщил арабу, что уже нашел осла, а теперь хочет лишь заплатить деньги за присоединение к каравану. Когда они выехали из города, араб, возглавлявший караван, сказал ему в гневе: «Ты не стал брать осла у меня, а взял его у еврея – еще немного, и ты увидишь нашу силу и пожалеешь о своем решении!»
Но раби Авраам посмотрел на него спокойным взглядом и ответил: «Ты же знаешь, что у нас есть Всемогущий Б-г. И уж конечно, ты слышал о том, что сделал Он с фараоном и со всем Египтом! Я тебя не боюсь – я уверен, что Он спасет меня, а тебя поразит, как фараона со всем его войском».
Араб посмеялся над этими словами и добавил: «Еще чуть-чуть, и мы окажемся в середине пустыни. Тогда и посмотрим, кто тебя спасет!»
Караван добрался до центра пустыни, и внезапно раздался сдавленный крик. Вол, на котором ехал араб, взбесился и сбросил своего всадника, а тот упал на острый камень и повредил себе позвоночник. Вся нижняя часть его тела оказалась парализована. Его положили в мешок и привязали к повозке. И так караван продолжил свой путь, а все остальные, кто путешествовал в его составе, стали выказывать особое уважение еврейскому мудрецу, которого защищал Сам Всевышний. Благословен освящающий имя Его на глазах у многих!
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ