Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Какого ученого Торы можно назначить главой общины? Того, у которого спрашивают Алаху в любом месте, и он отвечает

«И оградите сынов Израиля от их нечистоты» (15:31). В конце этой недельной главы нам дан приказ — «оградите». Это предупреждение для судей, чтобы они отдаляли евреев от нечистоты (Моэд Катан 5 а). В силу этого предупреждения суд посылал группы работников, которые заново отмечали захоронения.

Как известно, в ту пору хоронили в извилистых погребальных пещерах, которые иногда превращались в целые маленькие «поселения». Чтобы предостеречь коэнов, поднимающихся на горы, дабы они по ошибке не прошлись по такой пещере, их границы отмечались известью.

Эта известь смывалась зимними дождями, и от нее ничего не оставалось. В конце зимы суду приходилось заново отправлять людей, которые восстанавливали эти отметки. Обо всем этом рассказывает Гмара. Все понятно: могилы, чистота, коэны, святые места — это все задачи, которые касались целого общества, всей нашей религии.

Однако на той же странице Гмара сообщает, что в этот день суд посылал и другие группы работников — исправлять дороги, ремонтировать улицы и совершать все работы, необходимые для нужд общества. «И если судьи проявили халатность в этом деле, и из-за их бездействия произошла трагедия, Писание оценивает их так, словно они пролили кровь».

Здесь уже возникает недоумение. Для раввинов уготовано почетное место в синагогах. Все ожидают от них «слова Б-жьего» — выступлений и уроков по законам Торы. К раву обращаются, чтобы он организовал свадьбу. Все также понимают, что нужны постановления, связанные с кошерностью пищи, и авторитетное свидетельство для продуктов, производимых на особенно высоком уровне кошрута.

И хорошо еще будет, если удостоимся, чтобы все имущественные споры решались только в религиозных судах. Тогда имя Всевышнего не будет позориться из-за обращения в светские инстанции (см. Рамбам, Санедрин 27:7; Шулхан Арух, Хошен Мишпат, гл. 26).

Все это понятно. Но ремонт на дорогах и тротуарах — этим уже должны заниматься городское управление и министерство транспорта. Каким образом раввинский суд связан с этим делом?

Всякий, кто чувствует такое удивление, свидетельствует о себе, что он оторван от настоящего еврейского образа жизни, принятого во всех поколениях. Он также не понимает место Торы в своей жизни. Она не является для него «Учением жизни», охватывающем все жизненные сферы общества и индивидуума. Напомним слова Гмары (Шаббат 114 а): «Какого ученого Торы можно назначить главой общины? Того, у которого спрашивают Алаху в любом месте, и он отвечает».

Это значит, что нет такого вопроса, который касался бы общества или отдельного человека, и на который не было бы ясного ответа в Торе! Глава общины, которому придется решать тяжкие споры в самых разнообразных областях, обязан владеть всеми сокровищами Торы или же (по крайней мере) советоваться по любому вопросу с теми, кто ими владеет, и принимать их мнение. Тогда его ждет успех в любом деле, за какое бы он ни взялся, как обещает Сам Творец: «Слушайтесь Меня, ибо не бывает того, кто слушался бы Меня и проиграл из-за этого» (Дварим Раба 4:5). Каждый, кто советуется со старцами, преуспевает (Шмот Раба 3:8).

И действительно — были ли для народа Израиля лучшие дни, чем в поколении пустыни? Мы следовали за Б-гом под руководством Моше Рабейну и ни в чем не испытывали недостатка. Или же возьмите в пример эпоху царя Давида, божественного псалмопевца, и его сына Шломо — мудрейшего из людей, строителя храма. В его дни серебро было словно камни: «Серебро ни ставилось ни во что во дни Шломо» (Млахим 1, 10:21).

Припомните также и время Хизкии, праведного царя иудейского, который «в любом деле, какое начинал в служении в доме Б-жьем, в Торе и в заповеди, вопрошал Всесильного всем сердцем, делал и преуспевал» (Диврей а-Ямим 2, 31:21). В любую эпоху, когда во главе народа стояли праведники и знатоки Торы, приходило духовное и материальное изобилие. Любой вопрос решался в свете знания Торы — приходил верный ответ и небесная помощь для его применения. Все знали, что ответы на любые вопросы заключены в Торе, и обращались к ее мудрецам, чтобы получить их. Как сказано в трактате Авот (6:1), если кто-то изучает Тору во имя нее, все наслаждаются его советами и мудростью.

И не только мы знаем это. Цари других народов также уважали мудрецов Торы и советовались с ними по всем вопросам. Даниэль был советником Навухаднецара, владыки Вавилона, а Рамбам — египетского правителя. Дон Ицхак Абарбанель состоял при дворе у испанского короля, а раби Ицхак Нунис — у турецкого султана. Если бы удостоились, наша страна и сегодня управлялась бы по законам Торы, и вся ситуация в ней была бы совершенно иной. Но сейчас, пока мы еще не удостоились, пусть каждый посмотрит, как ему выправить свой путь согласно Торе. Пусть ведет хозяйство и решает вопросы в семье, опираясь на советы и наставления, указания и благословения из уст знатоков Торы. Тогда на всех путях его ждет успех!

Рассказывал раби Давид Хай Абухацера: ко мне пришел известный подрядчик и рассказал, как в прошлом приходил к моему отцу — раби Меиру Абухацере, чтобы получить благословение на строительство нового района. Тот попросил его показать строительные планы. Подрядчик развернул чертежи, и мой отец посоветовал ему вначале построить определенную часть, а остальное оставить напоследок. Но поскольку в деньгах не было недостатка, подрядчик построил весь район сразу. Завершив его, он продал квартиры, а городскому совету подал заявление на получение необходимых документов. Там изучили дело и пришли к выводу, что он превысил дозволенное и построил больше, чем ему было отведено. Документы ему согласились дать лишь при условии, что он устранит часть построек — как раз ту часть, которую мой отец советовал не строить!

Теперь этот подрядчик спрашивал меня: «Откуда ваш отец знал, сколько мне разрешено строить, и что планы превышают дозволенное, и что городской совет узнает об этом и решит снести дома, да при том еще именно эту часть?»

И я ответил: «Ему не обязательно было знать. Но если он посоветовал не строить эту часть, с его устами был заключен союз Свыше. Кто слушается мудрецов, выигрывает, а кто их игнорирует — теряет» (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.