Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поступок Рахели был вершиной самоотверженности. Семь лет она ждала и надеялась, а в итоге уступила своей сестре.

«И дала ему Бильгу, свою служанку, в жены» (30:4). В бейт-мидраше царила тишина, когда глава ешивы, рав Авраам Яфен произносил речь. Он был словно посланцем из божественного мира. Его белоснежная борода спускалась на грудь, все слова были взвешены и отмерены, и выступал он с царским спокойствием. Десятки лет он занимал место своего тестя, Сабы из Новардока, и был руководителем десятков известных ешив. Теперь же он встал и зачитал отрывок из Мидраша, относящегося к нашей недельной главе (Берешит Раба 71:7). Там Мидраш описывает, как Рахель жалуется Яакову на свое бесплодие и спрашивает его, почему он не молится за нее, почему не пробивает небосводы своим воплем. В разговоре с ним она упоминает, как его отец Ицхак молился о своей жене Ривке, и Б-г ответил на его просьбы. Почему Яаков не посупает так же?

Но Яаков отвечает ей: «У моего отца не было детей, поэтому Б-г откликнулся на его молитву. А у меня уже есть дети от твоей сестры Леи, и я не уверен, что моя молитва способна чем-то помочь».

«Но ведь у деда твоего, Авраама, уже был сын Ишмаэль, и все-таки он молился о том, чтобы Сара родила! Значит, и ты можешь...» – возразила Рахель.

«А разве ты можешь совершить то, что сделала моя бабушка Сара? Она ввела свою служанку к себе в семью – дала Аврааму в жены Агарь!» – ответил Яаков.

«Если это – единственное, чего не хватает, то возьми себе мою служанку Бильгу. Может, и я буду иметь детей благодаря ей», – решила Рахель. И, как мы знаем, все так и произошло.

Рав оторвал глаза от книги и выразил свое удивление: чего Яаков хотел от Рахели, своей любимой жены? Ведь несомненно, он уже молился о ней, просил и умолял, но не получил ответа. И он понял причину такого отказа Свыше: она бесплодна и нуждается в особой заслуге, чтобы изменить естественный порядок вещей. Одних его молитв недостаточно, поскольку дети у него уже есть. У него родилось решение: быть может, Рахели стоит принести такую же жертву, как сделала Сара?

Но здесь возникает вопрос: а разве Рахель еще не принесла жертву? Разве, когда она передавала своей сестре Лее знаки, чтобы той не пришлось стыдиться в день свадьбы, это не было достаточной жертвой? Разве это не подобно поступку Сары?

Этот вопрос, словно гром среди ясного неба, свалился на головы учеников ешивы. А ведь действительно, все это вызывает большое удивление! Поступок Рахели был вершиной самоотверженности. Семь лет она ждала и надеялась, готовилась к этому великому дню. А в итоге уступила своей сестре, чтобы та заняла ее место. Что еще от нее можно требовать? Но мы видим, что Яаков был прав – как только Рахель дала ему в жены свою служанку, то и сама сразу зачала и родила сына. В чем же кроется разгадка?

Глава ешивы продолжил: Открою вам тайну. Наш праотец Яаков увидел, что молитва не помогла, и даже «врата слез» остались заперты. Рахель была бесплодна, и никакого решения не было. Он знал, что существует лишь один способ – действовать по принципу «мера за меру». Таков принцип, согласно которому Творец управляет миром: «Какой мерой меряет человек, такой и ему отмеряют». Над каждым, кто проявляет милосердие к людям, смилостивятся Свыше. Кто готов уступить и отказаться от своего, тому уступают Свыше. А если человек требует правосудия, то и к нему предъявляют жесткие требования суда (Бава Мециа 30 б).

Сара была бесплодна и не могла родить. Но она привела Агарь к Аврааму и помогла ей родить от него сына. Поэтому, согласно принципу «мера за меру», Сара и сама удостоилась стать матерью.

Поэтому Яаков сказал Рахели, своей бесплодной жене: «Не хватит слов, чтобы описать огромное самопожертвование с твоей стороны, когда ты давала знаки Лее. Но ты сделала это не для того, чтобы Лея родила, а только чтобы она вышла замуж и не устыдилась. Поэтому такой поступок, каким бы он ни был благородным, смог вызвать лишь похожее следствие – ты тоже оказалась замужем. Если теперь хочешь родить ребенка, ты должна совершить самоотверженный акт именно в этой области. Отдай свою служанку, чтобы она родила. Другого выхода я не вижу».

Из этого удивительного вывода мы должны извлечь урок. Глава ешивы продолжил: Гмара говорит (Санедрин 90 а), что все действия Всевышнего совершаются по принципу «мера за меру», а значит, это – самый надежный способ достичь чего угодно! Кто старается доставить удовольствие супруге (или супругу), увидит, что с Небес несут мир его дому. Кто помогает другу заработать, увидит, как с Небес умножают его собственные доходы. Кто учит другого Торе, почувствует, как его собственные сердце и разум открываются мудрости. Всем стоит испытать этот самый надежный метод: вместо усилий достичь чего-либо и связанных с ними разочарований, постараемся помочь ближним. Тогда все блага придут к нам легко – благословение Небес будет изобильным (Майян а-Шавуа).

 

 


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ