«И взял Шем и Яфет платье» (9:23). Раши пишет: «“И взял Шем и Яфет” — здесь написано не “взяли”, а именно “взял”. Это учит тому, что Шем больше старался в выполнении заповеди, чем Яфет. Поэтому его потомки удостоились одевать талит с цицитом».
И тем не менее остается вопрос: верно, что Шем старался больше, но ведь и Яфет исполнял эту заповедь. Почему же тогда она не была засчитана для него?
Хафец Хаим дал следующее объяснение. Богатство в Торе и заповедях не похоже на материальное богатство. Человек, у которого есть два миллиона долларов, считается вдвое богаче того, у кого есть только один. Но такой расчет неверен в отношении духовного богатства. Еврей, владеющий двумя трактатами Талмуда, в сравнении с тем, кто владеет одним, — не в два раза больше, а во много раз. То же самое мы встречаем в ювелирном деле. Драгоценный камень, весящий два карата, может быть в десятки раз дороже того, который весит один карат. В изучении Торы — то же самое.
Поэтому Шем, который больше старался в заповеди, заслужил того, что она была названа его именем. И мы должны знать, что речь не обязательно идет о каком-то огромном усилии. Даже вполне умеренное, разумное усилие, соответствующее силам и способностям человека, считается большим вкладом с его стороны. И Б-г отплачивает ему во много раз больше.
Рассказывает рав Зильберштейн. Знаю одного юношу, который считается самым выдающимся в своей ешиве. Все ценят его за постоянство в учебе, эрудицию и глубину мышления. Ему удалось жениться на девушке из хорошей семьи, и на свадьбе глава его ешивы сказал о нем пару слов.
«Уже много лет, — говорил глава ешивы, — я даю уроки для учеников третьего курса. И всегда я сталкивался с непростой проблемой. Поскольку мне приходится руководить ешивой, я не всегда успеваю вовремя придти на урок. Иногда раздается срочный звонок от спонсоров, и я не могу не ответить им. Бывает, приходится разговаривать по телефону несколько лишних минут за счет урока.
Большинство учащихся, видя, что я задерживаюсь, начинают беседовать друг с другом. Возможно, многие из них хотели бы послушать урок, но никто из них не проявляет для этого инициативы. Что же делает наш жених? Поглядывая на часы и видя, что время урока настало, он становится возле двери моего кабинета, стучит и говорит: “Рав, мы ждем урока. Когда Вы придете?” И все это произносится с таким удивительным желанием, что словами не описать. Невозможно не почувствовать с его стороны жажду вкусить сладость Торы.
И так происходит изо дня в день. Мое сердце выпрыгивает из груди, едва я слышу этот простодушный вопрос ученика “Когда же рав придет на урок?” И не стану отрицать — это действительно подгоняет меня приходить вовремя. А теперь я вас спрошу: неужели этого недостаточно, чтобы понять, почему наш жених достиг столь высоких ступеней в Торе?» — закончил свою речь глава ешивы.
Отметим напоследок: все ученики слушали уроки, все они усваивали знания, которые им передавал глава ешивы. Но один из них старался чуть-чуть больше остальных.
В конце концов, что он делал? Всего лишь шел к кабинету учителя, расположенному в нескольких метрах. Не более. Но в духовном богатстве — в этом вся разница (Бархи Нафши).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.