Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Преступные мысли тяжелее самого преступления»В.Талмуд, Йома 29а
В Израиле книжный шкаф стоит в гостиной, открытый для всех желающих, в Штатах же только буфет с серебряной посудой стоит в гостиной, книги же спрятаны в одной из спален

«Соблюдайте же слова завета… чтобы вам иметь успех во всем, что будете делать» (29:9)

Рассказывает рав Галинский.

Я пекусь о семи колелях, в которых сотни студентов самоотверженно изучают Тору. Однажды я беседовал в Америке с одним состоятельным человеком, который уклончиво отвечал, что его первейший долг — поддерживать ешивы в Америке, по принципу «нищие твоего города — предпочтительнее» (Шулхан Арух, Йоре Деа 251:3). Это означало, что если им он не выделяет денег, мне тем более не даст.

Я ответил, что существует спор авторитетов, кому отдавать предпочтение — нищим Израиля или нищим его города (Хатам Софер, Хошен Мишпат 12), как написано: «О Сионе же будут говорить: такой-то муж родился в нем» (Теилим 87:5). И хотя все евреи считаются сынами Святой земли, все же гораздо важнее изучать Тору в земле Израиля. Ведь «ее Тора не имеет подобия, и ее мудрости нет сравнения» (Берешит Раба 16:4), и ее атмосфера умудряет (Бава Батра 158 б). А значит, непосредственные жители Израиля стоят на первом месте (Тосафот, Псахим 51 а). Также говорят, что слова «земля, истекающая молоком и медом» подразумевают, что на ней обнаруживают множество новых нюансов в Торе, которая слаще молока и меда, как написано: «Мед и молоко на языке твоем» (Шир а-Ширим 4:11).

Знаете, что он на все это мне ответил? Экий наглец.

Говорит: «Я-то знаю, что Тора земли Израиля сравнивается с молоком. Вот только коровы — здесь, в Америке!»

Я парировал: «Благоразумно, конечно, понимать свою функцию. Однако, затем я и здесь — чтобы этих коров доить! Говорят же мудрецы (Псахим 112 а), что корова желает поить теленка в большей степени, чем он сам желает пить…»

Видимо, не всякая корова.

— Что я вам могу сказать… — воспользовался он обычной отговоркой, — дела не в самом лучшем положении в последнее время.

Тоже мне. Без капли иронии, я настоящий специалист в области восстановления дел из упадочного состояния. Я обладаю проверенными и точными способами. И бесплатно даю консультации. Исполняю заповедь: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок, то поддержи его».

Говорю ему: «Принеси Талмуд, трактат Авода Зара».

Жителям Израиля есть чему поучиться у американских евреев. В Израиле книжный шкаф стоит в гостиной, открытый для всех желающих. Но не так прячут сокровища. В Штатах же только буфет с серебряной посудой стоит в гостиной, книги же спрятаны в одной из спален, от дурного глаза подальше. Подозреваю, правда, что там они защищены не только от дурного, но и от любого глаза.

Талмуд принесли, и я открыл его на странице 19 б. Указал пальцем и зачитал: «Сказал раби Йеошуа бен Леви: “Об этом написано в Торе, повторено у Пророков и в третий раз было сказано в Писаниях — у того, кто занимается Торой, во всех делах успех”.»

Написано в Торе, как сказано: «Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что будете делать».

Повторили Пророки, как сказано: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен на путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Йеошуа 1:8).

В третий раз сказано в Писаниях, как сказано: «Но в законе Б-га воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь… и во всем, что он ни делает, преуспеет» (Теилим 1:2).

Было заметно его разочарование. Он явно искал практические советы.

Я сказал: «Значит, принеси трактат Брахот».

Он забрал одну книгу и принес другую. Ах, одно удовольствие — открывать новую книгу. Я открыл на странице 35 б и сказал:

— Давай прочитаем два соседствующих высказывания и подумаем об их соотношениях.

Первое высказывание: «Заметь, что первые поколения не подобны последним. Первые поколения, занимаясь Торой постоянно, а работая время от времени, добивались успеха и в том, и в том. Последние поколения, занимаясь Торой время от времени, а работой постоянно, не успевают ни того, ни другого».

И сразу за этим второе высказывание: «Заметь, что первые поколения не подобны последним. Первые поколения заносили урожай плодов через ворота, чтобы обязаться отделить десятину, последние же заносят их через чердак, чтобы освободиться от этой обязанности».

Какова связь двух высказываний?

Первые поколения занимались Торой постоянно, поэтому они преуспевали и в ее изучении, и в своей работе. Ведь так написано в мишне: «Кто возьмет на себя бремя Торы, с того снимается бремя житейских забот» (Авот 3:5). Но последние поколения, которые постоянно работают, — их труд не благословенен.

Хотя почему бы им не преуспевать, если они трудятся, чтобы поддерживать Тору, как сказано: «Будь счастлив, Звулун, в своих разъездах» (Дварим 33:18), то есть рабочих поездках (Раши), — если ты хочешь поддержать Иссахара в его шатрах!

Однако мы видим, что они заносят свой урожай через чердак, чтобы не иметь необходимости отделять десятину, и чтобы не пришлось делиться с коэнами и нищими. Раз так, как они могут желать, чтобы их труд был благословенным?

«Интересное замечание», — он любезно добавил, возвращая Талмуд в шкаф.

Выделил ли деньги? Куда уж там…

И хотя я не помог ему поддержать Тору, я удостоил его ее словами. Может, в их заслугу его дела пойдут в гору (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Муж не считает меня за человека

Вчера, отвечает Рав Ашер Кушнир

Рассказать о причинах развода с бывшим супругом — это злословие?

26 марта, отвечает Хана Лернер

Восьмилетний сын обдирает себе ногти под корень…

25 марта, отвечает Лея Хмельницкая

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше