«Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике, не угасает» (6:6). Правнук нашего учителя, гаона рава Йосефа Шалома Элияшева, был учеником старшей ешивы, и его выбрали стать помощником своего прадеда и прислуживать ему в утреннюю смену. Тот решил, что если уж нужно услужить раву утром, лучше провести всю ночь без сна. Рав Элияшев лег в постель, а юноша сидел за книгами. В два часа ночи рав встал, и правнук поспешил приготовить ему чашку кофе. Рав Элияшев погрузился в свою учебу, а правнук недалеко от него продолжал свою.
Настало время молиться Шахарит. Рав Элияшев оторвал голову от книг и увидел, что глаза юноши слипаются от недосыпания, и все его движения заторможены.
«В чем дело?» — спросил он.
«Я провел ночь без сна», — ответил парень.
«И что тебе это дало? — произнес учитель, — ты и ночью не учился, как следует, потому что был усталым. А уж днем у тебя тем более не останется сил. В итоге ты потерял и то, и другое. Я за всю жизнь ни разу не бодрствовал всю ночь напролет и ни разу не пропускал прием пищи».
И это правда: рав Элияшев ел мало и быстро и спал лишь в меру необходимости. Но все это делалось с точным расчетом.
Говорят, что когда душа поднимается на небо, ее спрашивают: «Установил ты себе время для Торы?» (Шаббат 31 а) Но рав Элияшев устанавливал время для сна и еды, а Торе уделял все остальное время.
Даже когда он находился в больнице из-за плохого самочувствия, он не отказывался от своего обычая вставать посреди ночи и учиться. Внук, который ему помогал, рассказывал, что когда рав готовился садиться за учебу в три часа ночи, он застегивал все пуговицы на больничной одежде. Только верхнюю у него не было сил застегнуть.
«Нельзя учиться в таком виде с расстегнутой пуговицей — это неуважение к Торе», — сказал наш учитель внуку и попросил застегнуть ему пуговицу.
Когда это было сделано, он принялся за учебу и просидел четыре часа подряд — с трех ночи до семи утра. На пуговицу у него не было сил, а на четыре часа учебы сила нашлась (Бархи Нафши).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ