«Иди, спускайся, ибо развратился народ… быстро отошли от пути, который ты заповедал им» (32:7). Выступает рав Галинский.
Мы размышляем и видим, что главным обвинением против евреев было: «Быстро отошли»! Они подверглись огромному испытанию. По их расчетам Моше уже должен был спуститься с горы, но он все не спускался. Сатана показал им образ смертного ложа Моше, висящего в воздухе. Он запутал их умы, явил им образ тьмы и мрака (32:1). Испуганные и смущенные, они потеряли здравый смысл.
А ведь если бы решили отложить создание тельца на неделю, на три или хотя бы на два дня, Моше бы успел спуститься, и все вернулось бы на свои места. И если бы скрижали не разбились, настала бы свобода от злого начала, от ангела смерти и от рабства перед другими народами. Сколько же мы потеряли вследствие спешки!
Можно вспомнить о древнем грехе. Змей искушал, и женщина соблазнилась, Адам съел плод, и они потеряли свою вечность. В святых книгах (Тикуней Зоар Хадаш) говорится, что если бы только подождали до вечера, плод древа познания стал бы разрешен им в пищу!
Как и из любой другой главы в Торе, отсюда тоже можно извлечь урок. Расскажу историю.
Один еврей как-то раз приехал в Париж. Он был голоден и отыскал кошерный ресторан. На вывеске было видно, что цены высокие, но внизу виднелась надпись: «Сегодня плати, завтра получишь бесплатно». Быстрый расчет показал, что предложение выгодное. Еврей сел и поел досыта, заплатив за все сполна. На следующий день он пришел и заказал те же блюда. Но официант поинтересовался: «А цены вы видите?»
Тот удивился. Вчера никто об этом не упоминал. Еврей стал объяснять: «Но ведь внизу написано, что если сегодня платишь, завтра получаешь бесплатно. Вчера я ел здесь и заплатил. Где же мой бесплатный обед?»
Однако, официант лишь усмехнулся: «Эта вывеска здесь потому и висит. Мы каждый день говорим: сегодня плати…»
Так нужно разговаривать и со злым началом. Если не удается победить его полностью, нужно отодвинуть его: «Ты хочешь, чтобы я бездельничал? Хорошо, это будет завтра, а сейчас дай мне учиться». И так, отодвигая его раз за разом, спасешься из его рук.
В предисловии к своей книге «Ор Эйнаим» святой гаон раби Элиэзер Цви из Комарны дает правила, необходимые для служения Творцу. Вот что он пишет в последнем правиле: «Когда к тебе приходит злое начало, чтобы соблазнить на какой-то грех или порок, ответь ему, что для этого нужно спокойствие ума. Тогда оно тотчас оставит тебя и убежит. Ведь природа и обыкновение злого начала — хватать человека в тот момент, когда есть соблазн. Но оно не может выдержать, когда человек размышляет спокойно. Грешников, как известно, злое начало хватает в момент соблазна, не давая взвесить ситуацию благоразумно. Об этом сказано (Коэлет 2:14): “У мудрого глаза в голове, а глупец во тьме идет”. Мудрец действует, исходя из спокойного благоразумия, а глупец спешит, лишенный спокойствия» (Ве-игадта).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.