«И умертвил его» (38:7). Есть случаи, когда Б-г дает человеку особые силы, а он вместо того, чтобы применять их для освящения имени Б-га, пользуется ими в делах незначительных и теряет из-за этого чудесную возможность послужить Творцу.
Мидраш рассказывает (Танхума, Хукат 1) об одном человеке, который шел из Израиля в Вавилон, и когда он решил передохнуть в пути и присел поесть, то увидел двух птиц, дерущихся друг с другом. В итоге одна из них одолела другую и убила ее.
Но вслед за тем живая птица принесла какую-то траву, положила ее в рот убитой и… оживила ее. Тот человек, увидевший столь чудесное зрелище, взял остатки этой травы и, как выражается Мидраш, «пошел оживлять мертвых».
Давайте задумаемся на минутку. Человек идет из Израиля в Вавилон, а в руках у него трава, способная оживить мертвых. Кого прежде всего стоило бы оживить? Разве не пророка Ихезкеля, похороненного в Вавилоне? Или других великих светочей еврейского народа, погребенных в вавилонской земле? Давайте представим, как выглядел бы народ Израиля, если бы Ихезкель или кто-то другой из великих пророков древности вернулся бы к жизни!
А что сделал тот еврей с этой могучей силой? Мидраш рассказывает: «Когда он дошел до ступеней, ведущих в Цор, то увидел мертвого льва, лежащего у дороги, положил траву ему в рот и оживил его. Встал лев и съел того человека».
Не нашел этот глупец, кого оживлять, кроме как мертвого льва, валяющегося у обочины. Видимо, ему пришла на ум мысль открыть небольшой зоопарк со львом и другими зверями, продавать билеты и разбогатеть… И это все, что он сумел сделать с той великой силой, которая была дана ему особым провидением свыше.
Мидраш заканчивает: «Этот пример учит нас, — говорит Бен Сира, — что плохому человеку лучше ничего не делать. Тогда и к нему не придет никакое зло».
Рав И. Ш. Элияшев отмечает, что из этого случая можно выучить, насколько человек должен стремиться реализовать скрытые в нем силы ради добра — ради того, для чего он родился в мире!
Ведь тот человек (из Мидраша) удостоился увидеть своими глазами то, чего никто в мире не видел! Гмара (Таанит 2 б) говорит, что три ключа не даются в руки человека, и один из них — ключ оживления мертвых, как сказано: «Я Б-г, открывающий ваши могилы». И вместо того, чтобы использовать эту силу ради спасения еврейского народа, тот человек увлекся глупостями и оживил льва.
У каждого есть особые силы, с помощью которых он должен служить Б-гу. То, что он может сделать своими силами, чтобы освятить имя Небес, никто другой в мире сделать не сможет. Только он.
Но человек может спросить: «Как узнать, каковы мои особые силы?» Ведь каждый, кто желает служить Творцу, иногда чувствует несколько сил, которые «сталкиваются» в нем друг с другом. Ответ состоит в том, чтобы проверить, где злое начало властвует больше всего. Именно та сила, над которой у злого начала больше власти, чем над другими, и есть сила, данная для служения Творцу. И именно там злое начало старается удержать человека от использования своих возможностей.
Злое начало — хитрый торговец. И как любой коммерсант, оно заинтересовано выиграть побольше и поскорее. Поскольку благодаря своей особой силе человек может обрести будущий мир, именно там злое начало действует сильнее всего, чтобы сбить его с пути.
Так обстоит дело с каждым человеком. Тем более это верно, когда речь идет о том, кто наделен могучими силами, благодаря которым он мог бы перевернуть мир — например, мог бы приблизить многих людей к Б-гу. Долг такого человека — использовать свои силы для добра, не уклоняться от этого и не оставлять эту работу другим (Бархи Нафши).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.