«Пусть встанет отец и отведает добычу сына» (27:31). Рассказывает рав Галинский.
Я слышал от гаона раби Ихезкеля Сарна, что почти все тяжелые наказания насылались за одну-единственную ошибку. Адам был изгнан из рая и наказан смертью из-за одного греха: «Легкую заповедь Я дал ему, а он нарушил ее» (Шаббат 55 б). Когда спросили (Недарим 32 а), за что был наказан Авраам так, что его потомки оказались в египетском рабстве на двести десять лет, каждый из мудрецов назвал одну из трех причин. Но всем им было ясно, что причина одна, а не три. Реувен, первый сын Яакова, потерял первородство, священное служение и царство из-за одного заявления. Шауль тоже потерял царство из-за одного греха (Йома 22 б). Чтобы объяснить все это, приведем рассказ.
Один парень просматривал газету и искал работу. Ему бросилось в глаза объявление: «Временная легкая работа, предварительный опыт не требуется». Он позвонил, и ему сказали придти завтра по такому-то адресу в Петах Тикве. Это был зоопарк.
«Дело в том, — сказал директор, — что у нас умер лев, а зоопарку нельзя без царя зверей. Мы заказали новую пару львов, но пока их не привезли, используем замену. Вот шкура льва. Приходи завтра в семь, за час до открытия».
Тот понял, почему не нужен опыт работы: «Что мне делать?» — спросил он.
«Ничего. Мы же написали, что работа легкая. Лев ленивый. Иногда открывай пасть и зевай. Раз в полчаса рычи. Вот и все. Зоопарк закрывают в четыре, а в пять тебя выпустят из клетки».
На следующий день этот парень пришел с утра, и его поместили в клетку под видом льва. Едва он разместился и встряхнул шерстью, как увидел львицу, которая медленно приближалась к нему.
Он онемел от страха. Стал пятиться назад, но наткнулся на прутья решетки. Сама львица перед ним, оценивает его своими желтыми глазами! Хоть он и не сытная трапеза, но за первое блюдо сойдет.
«Услышь, Израиль», — стал он произносить дрожащим голосом.
«Б-г Всесильный наш, Б-г один — ответила львица мужским голосом, — Успокойся, скоро придут посетители, нам надо выглядеть естественно». Она подняла голову и издала леденящий душу рык. Он попробовал подражать ей — не так убедительно, но для первого раза неплохо.
Без четверти четыре в офис директора ворвался посетитель. За ним шло трое детей. Он возмущенно кричал, что будет жаловаться и напишет во все газеты.
«Вы насмехаетесь над посетителями, показываете ложное представление! — кричал он, — Мы с детьми купили билеты, прошли уже и медведей, и слона, и обезьян, а они все говорят: “Хотим льва”. И вот, подходим мы к львиной клетке, и тут я слышу, как лев спрашивает львицу: “Когда заканчиваем, сколько еще времени осталось?” А та отвечает: “Тише, кто-то идет”. Так я вас спрашиваю: разве можно так обманывать народ?!»
Тут со стороны клетки со львами раздался рык. «Вот, слышите, — сказал директор, — давайте заключим сделку: я верю вам, вы верите мне. Я сижу тут с самого утра. Примерно каждые полчаса львы издают страшный рык. Весь день они рычат. Ну, если разок они поговорили, так что же теперь и не львы уже?»
Но в том-то и дело, что не львы! Ведь лев не разговаривает. Если он сказал хотя бы одно слово, значит, он не лев!
Вывод напрашивается сам собой: служитель Б-га не грешил никогда, мудрец никогда не говорит глупостей. Если один раз он так сделал, это разоблачает его истинную суть! (Ве-игадта)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ