«Ты умрешь из-за жены, которую взял» (20:3). В Сдоме было весело — происходило ночное торжество. Лот, новый судья, был пойман с поличным. Он нарушил закон. Судья-нарушитель — какое противоречивое сочетание! Он пригласил гостей вопреки принятому уставу. Все жители города от мала до велика окружили его дом. Это была акция протеста. Только сегодня его назначили, а он уже хочет укоренить новые правила. Но они получили урок — в итоге их поразили слепотой, и им пришлось рассеяться. Они пообещали себе, что последует продолжение — они не вернутся просто так к обычным делам. Спать они легли с твердым решением провести на следующий день требуемые меры.
Но с кровати они уже не встали. Дождь из серы и огня стер их из-под небес. Иордан затопил долину, и так появилось Мертвое море. Души жителей Сдома поднялись на небо, говоря самим себе: «Мы получили наказание в том мире (на земле), так пусть у нас будет хотя бы доля в мире будущем». Ведь дважды не наказывают. Однако, путь перед ними был прегражден: «У жителей Сдома нет доли в будущем мире!» (Санедрин 107 б).
А мы представляем их себе, обожженных серой, покрытых солью, сожженных словно в огненном горниле, и удивляемся: «Почему? За что такой гнев и ярость?»
Мы читаем это вечное изречение: «Ибо таков был грех Сдома — гордыня от насыщения хлебом, беззаботное спокойствие было у него и его предместий, а руку бедного и нищего не поддерживали» (Ихезкель 16:49).
Мы слышим все это и удивляемся: «Верно, ну и что? Если мы обязаны соблюдать семь заповедей, данных сыновьям Ноаха, так их мы выполнили целиком. Не убивали, не грабили, не ели часть от тела живого животного, не служили идолам, не совершали разврата, не проклинали Б-га. Если, кроме этого, мы не пустили гостей и не подавали милостыни, то какой запрет нарушили?»
Где такое написано?!
Отсюда мы учим, что не все должно быть написано. Где написано, что, вставая на молитву, нужно вытащить руки из карманов? Где написано, что нельзя разговаривать, когда в синагоге читают Тору? (впрочем, это как раз написано) Где написано, что когда в синагогу приходит гость, нужно поспешить к нему с приветствием? «О еде и питье его спрашивают» — есть ли у него, где поесть и где заночевать.
Где написано, что на улице не бросают бумажки? Что на стенах не рисуют картинки? Что не развлекаются за чужой счет, что не выходят из синагоги до окончания молитвы? Даже если не каждый является мудрецом и не каждый знает все, что написано, логика и элементарная нравственность, чувство справедливости и совесть указывают верный путь. Если бы мы жили по их совету, у нас была бы другая жизнь!
А кто не живет по их совету, взгляните, каким бывает конец! (Майян а-Шавуа)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ