Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вынос Торы в синагоге похож на освобождение чемоданы от ненужных вещей и заполнение его алмазами

Говорит рав Галинский.

Каждый день в праздник Суккот достают свиток Торы и встают с ним рядом с бимой (возвышением в синагоге) во время хождения по кругу и произнесения Ошанот. А в Ошана Раба обходят кругом семь раз. Источник этого обычая находится в Иерусалимском Талмуде (приводится в Рокеах и в Шиболей Лекет): «Хазан общины стоит, как ангел Б-жий, и свиток Торы в руке его, а народ движется вокруг него, как вокруг жертвенника».

Хождение вокруг бимы подобно тому, как обходили вокруг жертвенника во времена храма (Сукка 45 а). Вот что приводит Рамбам (Законы лулава 7:27): «Во всех местах у евреев принято ставить ковчег в середине синагоги и обходить его по кругу каждый день так, как обходили жертвенник, в память о храме». Но свиток Торы он здесь не упоминает! И действительно, какая связь между свитком Торы и хождением вокруг жертвенника в храме? Однако, мало того, что доставание свитка упоминается в Иерусалимском Талмуде и устанавливается как закон в Туре и Шулхан Арухе (Орах Хаим 660:1), в книге «Бикурей Яаков» написано, что если его нет — не надо ходить вокруг бимы!

Наш вопрос остается: зачем выносят свиток Торы на биму, и какова его связь с жертвенником?

Начнем со слов Гмары, которые вызывают недоумение по нескольким причинам: «Три добрых подарка дал Святой, благословен Он, Израилю, и все их Он дал только через страдания. Вот они: Тора, страна Израиля и будущий мир. Откуда мы знаем о Торе (Теилим 94:12): “Счастлив муж, которого накажет Б-г, и Торе Своей обучит его”» (Брахот 5 а).

Каждый, кто изучает это, удивляется. Во-первых, что это за подарок, взамен которого посылают страдания? Во-вторых, зачем насылать эти страдания? В-третьих, по самому определению «подарок» — это нечто такое, за что не берут платы. Если же за него приходится платить страданиями, это уже не укладывается в понятие подарка. К тому же, вначале сказано: «Три добрых подарка дал», а затем следует продолжение: «И все их Он дал только через страдания». Почему не связать все в одном выражении: «Три добрых подарка Он дал Израилю через страдания»?

Впрочем, известно высказывание Сабы из Кельма, что если где-то имеется трудный вопрос, в нем самом кроется и ответ. Такие вопросы учат нас изменять взгляды и подходы. То же самое происходит и здесь.

Тора — это подарок (матана): «Ибо добрый урок подарил Я вам» (Мишлей 4:2), «Из Матаны в Нахалиэль» (Бемидбар 21:19), а за подарок платить не надо. Но говорится, что она дана только через страдания. Магид из Дубны объяснил это притчей.

Был некий человек, оказавшийся без средств к существованию. В магазине ему уже перестали продавать еду в кредит, дети плакали от голода, и сердцем его овладела печаль. А когда приходит нищета, из дома уходит мир, и поселяются раздоры (Бава Меция 59 а). Сказал этот человек жене: «Собери мне в чемодан все необходимое, одежду для будней и для шаббата, и пойду в большой город искать заработок». Расстались они с молитвами и благословениями, и он направился к лесу, чтобы пересечь его и коротким путем добраться до города.

Солнце уже садилось, а он еще находился в лесной чаще. Вой хищных зверей, рыщущих в поисках добычи, вызвал у него мурашки. Он начал искать прибежище на ночь — место, защищенное от зверей. Нашел пещеру в скале и приютился там. Он убедился, что внутри достаточно просторно, и что пол ровный и удобный, заградил вход в нее несколькими камнями, чтобы его не потревожили во сне, помолился и лег спать.

Утром он отодвинул камни, и солнечный свет залил пещеру. Он заметил, что в дальнем углу пещеры что-то блестит. Подошел, чтобы проверить, и тут у него перехватило дыхание: словно в сказке, он стоял посреди тайника разбойников. Груда драгоценных камней и жемчужин сверкала разноцветным блеском, рядом лежали пачки денежных купюр, а сбоку от них были свалены в кучу золотые и серебряные монеты. Сердце его сильно затрепетало: нужно срочно бежать отсюда — если найдут его, здесь будет его конец. Но как оставить такое богатство, когда оно лежит на расстоянии вытянутой руки! Теперь он может вернуться домой, покрыть все долги, купить просторную квартиру и начать торговлю. Во что же положить эти драгоценности? Тут он вспомнил, что у него есть чемодан.

Он взял чемодан и открыл его, но там не было места. Запасная одежда была нужна ему. Со вздохом он закрыл чемодан. Как жаль! Но делать было нечего — он стал хватать драгоценности руками и класть по карманам. В один карман положил бриллианты, в другой — золотые монеты. Уже и это было неплохо. Затем он выбрался из пещеры.

Но какой глупец! Безумец!

Перед тобой сокровище, редкая возможность разбогатеть за один миг. Выброси рубашку и носки, освободи место в чемодане! Как бы не были важны эти вещи, с алмазами и золотом им не сравниться! За одну золотую монету сможешь купить двенадцать рубашек.

Об этом и сказано: «Радуюсь я речению Твоему, словно нашедший великую добычу» (Теилим 119:162). Кто нашел сокровище, тот не будет переживать из-за выброшенной рубашки.

В этом смысл того, что Тора дана в подарок — это огромное сокровище, которое достается нам бесплатно. Но чтобы было, куда его положить, нужно освободить место. Будем ли мы переживать из-за этого? Будем ли беспокоиться, что приходится отказываться от удовольствий и глупостей? Конечно же, в этом нет никакой потери!

Помню, как я пошел купить пиджак для жениха. Не для себя — когда я женился, то обошелся без пиджака. В то время и хлеба-то почти не было для свадебной трапезы. Но в наше время во всем большое изобилие, и хорошо, если мы оправдаем такую доброту Творца.

Жених точно знал, чего хотел: сколько пуговиц на рукавах, сколько карманов сзади, какой цвет, какой узор. Продавец приносит, меряет, снимает с полки и возвращает. Я почувствовал себя неловко и извинился, что доставляю столько хлопот. Но тот был удивлен: «Какие могут быть извинения! Меня это совершенно не утруждает. Это же работа, она приносит прибыль!»

Как удивительно, что нам заповедано: «Будь дерзким, как леопард, легким, как орел, быстрым, как олень, и сильным, как лев» (Авот 5:20). Если человек не чувствует, что нашел сокровище и что получает огромную прибыль, он будет засыпать, едва сев за учебу. Но если знает, что собирает вечные богатства и жизнь будущего мира, то будет готов выбросить все лишнее, только бы продолжать.

Выбрасывание одежды из чемодана можно считать страданиями, но это освобождает место для алмазов! В этом смысл наших действий, когда мы выносим свиток Торы и кладем на биму, уподобленную жертвеннику. «По желанию своему приносите в жертву» (Ваикра 22:29) — сами желания нужно принести в жертву ради Торы (Маалот а-Тора). Но делать это надо не с чувством сожаления, а с радостью: «Со звуками пения и благодарности празднует народ», «Красота тебе, жертвенник» (Сукка 45 а) — «Б-га мы благодарим и жертвенник восхваляем».


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.