Это случай из жизни гаона раби Авраама Батито, известного в городах Турции за свои чудеса. Однажды в месяц Элуль он приехал в город рядом с Измиром и проповедывал на тему раскаяния и служения Б-гу.
Но, как известно, одна насмешка разрушает множество назиданий. Там был насмешник по имени Хаим Ходра, который смеялся над словами проповедника, говоря: «Кто знает об этих наказаниях? Кто рассказал ему, как будут судить? Неужели кто-то вернулся из загробного мира?»
После выступления главы общины подошли к раву и сказали, что есть здесь некто, насмехающийся и вводящий других в грех. На это рав сказал: «Утром после молитвы пусть останутся со мной десять почтенных мужей общины, и посмотрим, что можно сделать».
Послали за Хаимом Ходрой, и он предстал перед равом. Тот попросил его сесть рядом и стал говорить с ним от всего сердца о том, что есть суд и Судья, и что мы в руках Его как глина в руках горшечника; что Он умертвляет и оживляет, спускает в ад и поднимает…
Рав говорил, а у того закрывались веки. Он откинулся и задремал. Собравшиеся хотели его разбудить, но рав помахал рукой, чтоб ничего не делали, а сам стал пристально смотреть на часы.
Прошло несколько минут, и внезапно тот человек проснулся с криком, вскочил и испуганно посмотрел вокруг.
Наклонился рав и спросил: «Ну что, отведал ты вкус смерти? Каково было расстаться с душой?»
Тот, едва услышал эти слова, как сразу упал со стула и потерял сознание. На него брызнули водой, похлопали по лицу и вернули в обычное состояние, но все его тело дрожало. Лицо было белым, зубы стучали, и он начал свой рассказ.
Рав говорил о наказаниях после смерти, и что-то во мне сдвинулось. Я подумал про себя (и словно видел все это во сне): «Что же будет в конце? Поститься в раскаянии мне трудно, истязать себя я не могу. Что делать?» Взял я кувшин с маслом и вышел за город, вылил его на себя и сказал: «Не хочу отвечать перед судом ни наверху, ни внизу! Пусть придет ветер и рассеет мой прах!» Я тотчас поджег себя и обратился в горящий факел. Страдания были огромными, страшными, как в огненной печи. Но было и одно утешение: «В короткое мгновение все завершится, и не останется от меня даже воспоминания».
Ветер быстро унес золу и пепел. Но Всевышний намекнул ангелу собрать этот прах и вернуть его к жизни. В одно мгновение я увидел себя стоящим в долине, как прежде, а рядом пустой кувшин из-под масла…Сожжение не помогло мне. Были лишь страшные страдания. И тогда я подумал: «Это был всего лишь кошмарный сон».
Внезапно я услышал, как рав спрашивал меня о вкусе смерти и о том, как выходила душа, и упал в обморок.
Теперь же рав спросил снова: «Сейчас-то ты веришь, что есть Б-г в Израиле, убивающий и оживляющий, бросающий в ад и возвращающий оттуда?»
Тотчас упал Хаим Ходра у ногам рава и заплакал горючими слезами. Он принял на себя решение стать верным евреем и попросил открыть ему путь исправления.
Сказал ему рав: «Если б ты спросил раньше, то узнал бы, что от тебя не требуют ни постов, ни истязаний. Нужно всего лишь искренне раскаиться и исправить свое поведение». Хаим принял решение исправиться и стал достойным человеком.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.