«Передвижения их по их выходам» (33:2). Эти жаркие дни — время «больших каникул». Они жаркие как из-за погоды, так и по другой причине. Ведь более миллиона детей находятся на каникулах, а безделие, как учат мудрецы, — мать всех грехов. «Безделье приводит к скуке» (Ктубот 59 б). А скука способна привести к поступкам, о которых потом придется сожалеть, не дай Б-г. Поэтому с пристальным вниманием стоит присматривать за поведением наших драгоценных сыновей и дочерей — смотреть, с кем они встречаются, куда ходят и как проводят время.
Молодежь идет на прогулки и путешествия. Почему бы и нет? Пусть получше узнают нашу чудесную страну и насладятся свежим и здоровым воздухом. Но давайте припомним фразу, с которой начинается эта глава: «Вот переходы сынов Израиля, вышедших из страны Египта по своим воинствам, под руководством Моше и Аарона». Комментаторы спрашивают: разве нам неизвестно, что именно Моше и Аарон стояли во главе народа? Мы это знали, но тем не менее Тора подчеркивает: путешествие — это прекрасно, если во главе его стоит достойный человек — если Моше и Аарон сопровождают в нем и следят за ним. Должен быть кто-то взрослый, ответственный, авторитетный, кто следил бы за этим! Тогда есть гарантии, что путешетсвие будет «по слову Б-га» — получится хороший отдых, а не разгул распущенности. И Б-г поможет нам вырастить детей на славу!
Эта глава названа в Торе в честь сорока двух переходов сынов Израиля по пустыне, сухой и соленой земле, где обитают змеи и скорпионы. По этой огромной и страшной пустыне шли более пяти миллионов людей (шестьсот тысяч мужчин в возрасте от 20 до 60, что примерно равно половине всех мужчин; столько же женщин, да еще «великое смешение»). И при этом «не было у тебя недостатка ни в чем» (Дварим 2:7).
Движущийся камень предоставлял им воду в изобилии — всей общине и скоту. Это был «колодец Мирьям». Каждое утро с неба падал ман, а к вечеру налетали перепела. Евреи были окружены облаками славы, защищены от всех врагов и неприятелей. По пути их вел облачный столп днем и огненный столп ночью.
Ковчег завета Б-жьего шествовал перед ними. Горы таяли перед ним, как воск на огне. Долины возвышались, возвышения становились равниной, а холмы — долинами. Как чудесно и здорово!
Сказано: «Как в дни исхода из Египта покажу ему чудеса» (Миха 7:15). Та же защита, то же обеспечение: «Не было у тебя недостатка ни в чем». Все это вернется к нам скоро в виде будущего избавления!
«Голос взывает в пустыне: освободите путь для Б-га, вымостите в степи дорогу для Всесильного. Всякая долина возвысится, и всякая гора и возвышенность опустятся. И станет возвышенность равниной, а холмы — долиной» (Ишайя 40:3-4). «Не будут ни голодать, ни жаждать, и не поразят их зной и солнце. Ибо Милостивый поведет их, к потокам воды приведет их. И сделаю все горы дорогой, стези Мои возвысятся». «И сотворит Б-г над всем местом горы Цион облако днем и сияние огня полыхающего ночью, ибо над всей славой покров». Превыше всей обещанной им славы над ними будет витать Шхина.
Автор книги «Союзники Аврама» говорил, что об этом как раз и написано: «Это передвижения их по их выходам». Эти передвижения, эти чудесные условия вновь повторятся, когда мы будем выходить из изгнания! (Майян а-Шавуа)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ