«Детей у него не было» (27:3). Я слышал вызывающий трепет рассказ о раве Шмулевиче, главе ешивы «Мир», сердце которого переживало из-за всех несчастий Израиля. Иногда он ездил на могилу Рахели, чтобы помолиться за весь народ.
Однажды, будучи у могилы Рахели, глава ешивы «Мир» встал и начал молиться у перегородки, отделяющей помещение для мужчин от помещения для женщин. До его слуха долетел голос женщины, стоявшей с другой стороны перегородки и изливающей душу перед Всевышним с горькими слезами. Эта женщина, как выяснилось, не имела детей, а со дня свадьбы уже прошло несколько лет. Ее страдание было велико, и потому она пришла на могилу Рахели помолиться об этом.
Вдруг рав слышит, как женщина открывает уста и произносит: «Рахель, Рахель, мать наша, ведь и у тебя не было детей. Ты хорошо знаешь мое великое страдание и печаль. Потому прошу тебя стать для меня заступницей, чтобы и я удостоилась иметь сына, как это было с тобой!»
Рав Шмулевич, который стоял и слышал все это, был весьма растроган. Он, как известно, весьма отличался таким качеством, как умение разделять тяготы ближнего. Это одно из сорока восьми качеств, необходимых для овладения Торой. Горячая молитва женщины затронула его сердце.
Он обратился к ней и сказал: «Я уверен, что твоя молитва принята на небе, и в следующем году ты непременно будешь иметь сына». В действительности все так и произошло. Спустя год, у этой женщины родился сын, а рав Шмулевич стал сандаком. Очевидно, что не каждый может давать такие заверения, как это сделал глава ешивы. На это способен лишь человек, самоотверженно занимающийся распространением знания Торы, причем даже в трудные времена. Это хорошо видно из следующего рассказа.
В книге «Зихронам ле-Враха» рассказывается: когда ешива «Мир» пребывала в Японии, местная служба безопасности вызвала рава Шмулевича для разбирательства и обратилась к нему с вопросами о бюджете ешивы, который складывался лишь благодаря настоящим чудесам.
Ешива «Мир» оставалась в Японии долгое время, а одним из законов, принятым в этой стране за годы второй мировой войны, был запрет на внедрение в страну денег из враждебных государств. Ешива, как известно, получала много пожертвований от благотворителей, живших в Америке (которая была в состоянии войны с Японией). У японской службы безопасности возникли подозрения, и ее представители стали допрашивать рава Шмулевича по этому поводу. Они хотели знать, кто пополняет бюджет ешивы. Рава вызывали на такие допросы не раз и не два.
Близкие к нему люди рассказывали, что прежде, чем идти на допрос, он молился: «Владыка мира! Я готов принять на себя четыре казни — побиение камнями, сожжение, отсечение головы и удушение, лишь бы мне не стать доносчиком».
Если уж такой человек, готовый пожертвовать собой ради Торы и тех, кто ее изучает, пообещает бездетной женщине, что ее молитва будет принята, у такого обещания непременно будет большая сила (Бархи Нафши).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.