«Елей, выбитый из маслин, для освещения» (27:20). Рассказывает рав Галинский.
Вот что мы учим в Коэлет Раба (7:18): «Если человек учил и преподавал, соблюдал и исполнял, но не поддерживал Тору материально, он попадает в категорию тех, о ком сказано: “Проклят тот, кто не исполнит слова этой Торы, чтобы сделать их”». Да спасет нас Милосердный! Святой, благословен Он, удостоил меня основать семь колелей для лучших среди учащихся и трудиться ради их поддержания, а также и другим евреям помочь стать теми, кто поддерживает Тору. Однако это не было простой и легкой задачей. До сих пор остаются евреи, непонимающие, почему молодые и здоровые люди, главы многодетных семей, трудятся над Торой, а не идут зарабатывать деньги.
Как-то я сидел в доме одного состоятельного еврея, он сказал мне: «Смотри, я в буквальном смысле исполняю написанное: “В поте лица своего будешь есть хлеб, в унынии будешь есть от нее всю свою жизнь”. И слава Б-гу, мне всего хватает. Но объясни, почему я должен отдавать свои деньги, ради которых так тяжело трудился, тому, кто изучает Тору, а сам не трудится и не работает. Если убедишь меня, не поскуплюсь».
Что ж, нет проблем, для этого я и пришел. Говорю ему: «Послушай же одну историю…»
Это хороший рассказ из личного опыта. Он помогает расплавить все преграды и пробить все стены. И я начал рассказывать.
Город был завален фальшивыми купюрами. Полиция взялась за дело, провела расследование и выяснила, что место, где изготавливают фальшивые деньги, находится в подвале дома на такой-то улице. Полицейские ворвались в дом и в подвале нашли печатный станок и образцы купюр, сырьевую бумагу и уже отпечатанные экземпляры. Задержали хозяина дома, бедного учителя, который стал возмущаться: он хотел заработать немного денег и сдал подвал в аренду, он не знал, что там творилось, и в подделке денег не участвовал. Ему, естественно, не поверили: как правило, что находится во владении человека, то ему и принадлежит. Его привели на суд за подделку, обман и причинение большого ущерба экономике страны. Обвиняющий требовал смертного приговора.
Адвокат вызвал подсудимого на место свидетелей:
Чем вы зарабатываете себе на жизнь?
Я преподаю, — сказал тот.
Объясните уважаемому суду, в чем суть вашей работы.
Я ищу учеников, собираю их в группы по семь-восемь человек, а потому обучаю их с утра и до восьми вечера, делая перерыв только на два часа в середине дня.
Десять часов в день, — отметил адвокат, — и сколько вы зарабатываете?
А сколько можно требовать у бедных родителей, у которых, слава Б-гу, по семь-десять детей? Получаю половину динара в неделю.
И на это вы живете? — удивился адвокат, — так можно и с голоду помереть!
Думаете, я живу на эти деньги? Мне ведь не все платят, у некоторых накапливаются долги передо мной.
А работа тяжелая? — поинтересовался адвокат.
Такого врагу не пожелаешь! Вы хоть представляете, как трудно заставлять восемь детей сидеть в течении десяти часов, и так каждый день? Да еще при этом давать им знания, обучать. А родители потом проверяют их и высказывают мне свою критику. Если не соответствуешь их ожиданиям, у тебя сложится плохая репутация, и в будущем учеников уже не найдешь.
Адвокат обратился к судьям: «Если бы это подпольное предприятие принадлежало ему, и он печатал купюры в таком количестве, разве он трудился бы так и тратил бы свое время ради столь низкой зарплаты?»
Учителя оправдали. Это был случай из реальной жизни. Что вы о нем думаете?
«Интересно», — сказал мой собеседник.
Я продолжал и спросил его: «Если бы у вас в подвале был такой печатный станок, причем законный, или если бы вы нашли в подвале месторождение алмазов, вы бы работали учителем?»
«Конечно, нет, — ответил он, — зачем? Ради ничтожной зарплаты?» Он засмеялся: «Прежде всего, у меня не было бы свободного времени, я не прекращал бы добывать алмазы».
«Верно, — говорю, — а теперь поймите, что вы и есть этот учитель, который весь день трудится, чтобы собрать ничтожные деньги. А эти, изучающие Тору, добывают алмазы! Причем не только для себя, а для всего народа Израиля. Ведь не будь Торы, небо и земля не устояли бы, как сказано (Ирмия 33:25): “Если бы не завет Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я” (Недарим 32 а).
В добавок к этому сказано (Мишлей 8:11): “Мудрость лучше жемчуга, все драгоценности не сравнятся с ней” — ни драгоценные камни, ни жемчуг (Иерушалми, Пеа 1:1). А вы спрашиваете, почему они не вылезают из подвала? Почему не прекращают добывать алмазы и не становятся учителями? Я и вам предлагаю партнерство по добыче алмазов».
Он согласился и сделал щедрое пожертвование.
Но важнее другое — у каждого еврея есть в подвале «месторождение алмазов», жаль только, что не все его используют.
Если же кто-то все-таки вынужден работать ради пропитания, пусть хотя бы постарается сделать изучение Торы постоянным, а работу — кратковременным занятием, и добыть так много «алмазов», как только можно.
В книге «Ктав Софер» написано, что отец автора, написавший книгу «Хатам Софер», в начале нашей недельной главы нашел следующее указание: «А ты прикажи сынам Израиля, и пусть возьмут тебе чистый елей, выбитый из маслин, для освещения, для постоянного поддержания пламени свечи». Раши комментирует: «Выбитый для освещения, а не для приношений в храм». В Гмаре (Бава Батра 25 б) говорится, что желающий стать мудрее должен во время молитвы быть обращен к югу, поскольку с южной стороны стоял светильник в храме. А желающий разбогатеть пусть повернется к северу, так как там стоял стол. Значит, светильник и свечи в нем намекают на Тору, а стол с хлебами и приношения — на богатство и пропитание. На это Тора намекает словом «выбитый» — пусть человек не щадит себя и трудится ради «светильника», ради света Торы. Пусть сделает свой труд над ней постоянным занятием. «А не выбитый для приношений» — на заработок пусть не тратит много времени. Тогда и в том, и в другом его ждет успех (Ве-игадта).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ