«И стонали сыны Израиля от работы, и вопили, и поднялся крик их к Б-гу» (2:23). Уста — вот оружие народа Израиля: «Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава». Эсав живет своим мечом, а у народа Израиля вся сила в устах. Его молитва слышна наверху, и он спасается в заслугу изучения Торы. Но каждый солдат знает, что недостаточно выходить на войну с ружьем и боеприпасами, уметь стрелять и целиться в мишень. Есть еще одно условие: ружье должно быть чистым, на нем не должно быть ржавчины. Так и тот, кто хочет воздействовать своей молитвой и получать ответ на свои просьбы, обязан позаботиться, чтобы его уста были чисты от запрещенных слов, от злословия и насмешек, от лжи и сплетен. Сыны Израиля оберегали свои уста в Египте, а мудрецы сказали о них: «Они не изменили своего языка». Вот почему их вопль достиг небес, и они спаслись из изгнания (Од Йосеф Хай).
(אם אין מספיק מקום, אפשר להעתיק עד כאן, ולעזוב את מה שמכאן ואילך)
Следующая история, взятая из книги «Шаарей а-Лашон», произошла в Америке, в период, когда чрезвычайно участилось воровство.
Полиция задействовала дополнительные силы во всех районах, чтобы отследить воров и попытаться схватить их. В один день начальник полиции получил следующее сообщение: «Завтра, в три часа, когда будешь проходить по такой-то улице, мы украдем у тебя золотые часы. Смотри, тебя предупредили».
Начальник сразу же понял, что это странное сообщение послано ему от одной из шаек воров, которых старались поймать. «Как мне реагировать на такое известие?» — спросил он себя. Он колебался в мыслях, думал вновь и вновь, размышлял и сомневался: пойти ли на ту улицу в назначенный час? Проявить смелость или проигнорировать сообщение?
В итоге он принял твердое решение: «Завтра в указанный час пройду по названной улице, и посмотрим, отважатся ли они прикоснуться ко мне и моим часам!»
И действительно, на следующий день в три часа начальник полиции пошел в назначенное место. К его ногам упала подушка с перьями, выскользнувшая из дрожащих рук старого, обиженного на вид торговца, который шел рядом с ним.
Перья разлетелись из порванной подушки и прилипли к выглаженной форме полицейского.
Старый торговец почувствовал себя виноватым в произошедшем. Со словами извинений он подошел к начальнику и старательно, с большим усердием помог ему очистить одежду от прилипших перьев.
Прошли считанные минуты, как форма полицейского более или менее пришла в порядок, а пожилой торговец снова дрожащим голосом попросил прощения, пробормотал какие-то извинительные слова и пошел своим путем.
Полицейский тоже продолжил свой путь, но — что такое? Случайно брошенный взгляд на запястье оставил его прикованным на месте: часы, его драгоценные золотые часы исчезли, их больше нет! Вот еще несколько секунд назад они украшали его руку, а теперь — где же они?
Начальнику не пришлось долго думать и гадать, чтобы понять, что укравший часы был никто иной, как «старый несчастный торговец». «Хорошую же сделку приготовил он мне!» — подумал он с горечью. «И когда же он украл часы? Ясно, что в то время, как вел себя с удивительной вежливостью, извинялся и помогал мне отряхивать прилипшие перья. В тот самый момент он и осуществил свой замысел, украв мои часы…»
Эта история — настоящая, имевшая место в действительности. Чему она нас учит? Какое нам дело до хитростей подлых воров? Однако, да — нам нужно хорошо познать природу и характер «хитрого вора», притворяющегося несчастным или учтивым. Ведь это наше злое начало.
Оно прячется среди друзей и ближних, которые ему прислуживают. Эти «друзья» рассказывают нам такие «красивые», «полезные» и «интересные» истории, что можно аж растаять от удовольствия, от их стараний и вежливости.
Нам нужно вооружиться большой мудростью против таких уловок. «Начало мудрости — трепет перед Б-гом». Держаться подальше от таких «друзей». Тогда, с Б-жьей помощью, мы спасемся от греха, именуемого злословием, который хочет украсть наши души, как и имеющиеся у нас Тору и заповеди.
Ведь известно, что кто слышит злословие и наслаждается этим, теряет Тору и заповеди, обретенные прежде. «У мудрого глаза на голове». Давайте беречь наше сокровище, самое драгоценное, что у нас есть! (Эмуна Шлема)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.