«И не могли его братья ответить ему, поскольку испугались перед ним» (45:3). Раши комментирует: «Испугались перед ним — от стыда». Здесь требуется пояснение. Ведь «испуг» — это состояние души, связанное со страхом. Когда человек видит разбойника, террориста или хищного зверя, преследующего его, когда слышны страшние звуки, мощные взрывы и т. п. — все это вызывает испуг.
Но когда у человека возникает чувство стыда, казалось бы, ему не свойственно порождать испуг. Если кого-то поймали за непристойным занятием, обычно говорят, что он стыдится этого, но не что он напуган. Как же тогда понять слова Раши?
Может быть, можно сказать, что в отличие от обычной ситуации, стыд, причиненный в тот момент святым сыновьям Яакова, породил в них испуг. Ведь теперь им стало известно, что они не могут полагаться на свой святой дух, как и на то, что взяли себе в помощь Всевышнего.
Это вызвало у них стыд, поскольку они были введены в заблуждение неверным мнением. Следующим шагом был испуг — чувство страха, как у настоящих б-гобоязненных людей, которые боятся, когда им кажется, что согрешили в чем-то.
Получается, братья Йосефа дали разуму власть над чувствами. И когда разум показал им, что они ошиблись и согрешили, у них возник испуг, страх и боязнь из-за греха.
Поскольку каждый человек должен говорить: «Когда же мои поступки достигнут уровня поступков моих предков?», ему нужно всю жизнь стараться ставить разум властителем над чувствами — надо бояться греха, а не чего-либо другого. Следуя такому пути, человек уже может полагаться на Б-га и быть уверенным в Нем во всех своих делах.
Во время мировой войны в том месте, где находился рав Ицхак Зеев из Бриска, падало много бомб, а люди были охвачены страхом и сильным испугом. Дело дошло до того, что никто не мог спать ночью. Все были наготове со своими мешками в руках, чтобы можно было бежать, как только прозвучит сирена.
А рав, как рассказывает его семья, лежал и спал. Все напряжение вокруг него не имело к нему никакого отношения. Он словно жил на другой планете.
Когда его спросили, как он способен на такое, он ответил, что единственное, что не дает ему заснуть ночью, — это вопросы на Рамбама, одного из его комментаторов или других ранних учителей. Но как только вопросы в его уме разрешаются, у него больше нет причин, чтобы не заснуть.
Бомбы? Кто станет вспоминать, что есть нечто подобное…
«Да и вообще», — добавил рав из Бриска, — «что это за вопрос “Как ты способен?” Ведь есть стих из Теилим (3:6), который говорит прямым текстом: “Лег я и засну”. Если уж Писание так говорит, значит, это возможно, причем в любом состоянии. Ведь где ж еще написан этот стих, как не в той главе, что рассказывает о бегстве Давида от Авшалома?»
«Следовательно, отсюда мы имеем доказательство», — сказал рав из Бриска, — «что даже в наиболее трудных ситуациях можно лечь и уснуть».
Таково обыкновение б-гобоязненных и совершенных людей, всем сердцем верующих в Б-га. Когда я сделал все, на что был способен, у меня есть полное право быть спокойным и заснуть даже на фоне взрыва бомбы.
Так было и с нашим учителем, равом-гаоном И. Ш. Элияшевом. При тяжелом обстреле востока Иерусалима иорданским легионом, сотрясался весь дом, и члены семьи просили его, чтобы он спустился на нижний этаж. А он говорил: «Какая разница между нижним этажом и другими? Я сделал то, что должен был сделать сам, а сверх того на мне нет никакой обязанности».
Так нужно вести дела во всех событиях, происходящих с человеком в жизни, даже если речь не идет о бомбежке и обстреле, падающих возле его дома.
Например, человеку нужно записать сына в хедер или в ешиву. В сердце его идет череда различных тревог. Кто знает, примут ли его ребенка? Может быть, это место не соответствует душевным качествам сына? Может, стоит зачислить его в другую школу Талмуд Тора или ешиву? Так и ходит человек в мире, охваченный тревогами, души своей не ведая от многих страданий и угрызений совести. А жаль.
Что должен такой еврей сделать, так это привести себе на ум одну мысль такого типа: «Я сделал свою часть и теперь я полагаюсь на Б-га, что Он поможет мне и сделает Свою». Такая мысль успокоила бы его и привела в надежное состояние.
То же самое в вопросах бракосочетаний, вызывающих огромное беспокойство у многих семей в Израиле. Когда человек может выбрать быть спокойным даже в таких состояниях, даже когда у него «не идет» или «нет вариантов», ему не следует входить в разочарование и отчаиваться. Ему нужно уповать на Б-га всем сердцем и всем своим существом. В меру его уверенности и спасение не замедлит придти (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»