Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о богаче, который помогал людям, пока ему самому не понадобилась помощь. Любое фиаско в жизни или в бизнесе связано с духовными проблемами.

«И исполню клятву, которую Я дал твоему отцу Аврааму» (26:3). Тора рассказывает нам об обещаниях, которые Б-г дал Ицхаку: «Живи в этой земле, и Я буду с тобой и благословлю тебя, ибо тебе и твоему потомству Я дам все эти земли». Но все эти обещания были даны Ицхаку лишь в заслугу его отца Авраама, как сказано: «И исполню клятву, которую Я дал твоему отцу Аврааму», «поскольку слушался Авраам Моего голоса».

На первый взгляд непонятно, — спрашивает наш учитель рав И. Ш. Элияшев, — почему нельзя было дать Ицхаку все эти обещания в виду его собственных заслуг?

Почему Ицхак опирается на заслуги Авраама и не получает обещания за свои заслуги?

Сфорно объясняет, что до тех пор, пока Ицхак не построил жертвенник и не воззвал при этом к Имени Б-га, он еще не возвестил о Его царстве в мире так, как это сделал его отец Авраам. Лишь сделав это, как написано: «И построил там жертвенник, и воззвал к Имени Б-га», он был благословлен в силу собственных заслуг.

Все это поразительно. Пока Ицхак, один из трех праотцов, на заслуги которых мы опираемся, не воззвал к Имени Б-га, считалось, будто у него нет заслуг. И это несмотря на то, что у него была на то причина, поскольку наш праотец Авраам уже возвестил о Б-жьем Имени в мире. Отсюда можно выучить, как велики заслуги и награда того, кто распространяет знание о царстве Б-га в мире. А потому и мы расскажем историю для укрепления веры.

В одной из больших ортодоксальных еврейских общин в Америке произошел случай, вызывавший потрясение у каждого, до чьих ушей доходило известие о нем. Эта история способна научить нас простым вещам, которые все знают, но иногда не переживают на опыте — есть суд и есть Судья, и человек не может делать в мире все, что ему захочется.

Речь идет об одном из известных богачей в той общине, всеми любимом и приятном человеке, который тратил большие деньги на благотворительность и поддерживал ешивы и другие учреждения, где изучали Тору. Каждый, кто проходил рядом с его роскошной виллой, чувствовал себя маленьким — не только из-за ее невероятного богатства, но главным образом из-за деятельности, направленной на помощь другим, которая велась оттуда в течение всего года. Это также было причиной того, что этот человек был любим среди всех членов местной общины.

И вот, однажды в ночь шаббата из виллы внезапно послышались отчаянные вопли. В кратчайшее время туда прибыла скорая помощь. Весь район был взбудоражен, пока не выяснилось, что одиннадцатилетняя дочь богача неожиданно упала, без всякой причины потеряла сознание и срочно была увезена в больницу.

Врачи пытались вернуть ее в сознание и восстановить ее прежнее состояние, но напрасно. Девочка не очнулась, а ее состояние стало еще тяжелее. Главное чудо заключалось в том, что после всесторонних проверок ничего не обнаружилось. Медицинские данные были полностью верны, из-за чего загадка выглядела еще непонятнее.

В течение полугода девочка оставалась в тяжелом состоянии. Семья, вызывавшая восхищение, в миг превратилась в вызывающую жалость. Все сочувствовали несчастным родителям, которые были вынуждены дни и ночи просиживать у постели их дочери, лежавшей молча и неподвижно.

Спустя полгода наступило улучшение в состоянии девочки, и постепенно она вернулась в норму, пока не выздоровела окончательно.

Это событие казалось удивительным всей общине. Люди почувствовали, что этот богач был за что-то наказан, но естественно никто не знал, за что и почему.

Один из жителей того места, рав Нота Шломо Зильбер, решил выяснить причину этого происшествия. Он обратился к самому отцу и спросил, не знает ли он, за что пришла к нему эта большая беда.

Отец, к великому удивлению, не отрицал и не скрывал ничего. Он-то уж точно знал, из-за чего была причинена ему такая большая душевная боль. Он рассказал раву Зильберу о позорном событии, которое произошло у него в бизнесе с одним из партнеров.

После некоторого периода, пока оба они работали вместе, между ними вспыхнула ссора, и пути их разошлись. Но в отличие от других подобных случаев их ссора продолжилась и после расставания и разрыва деловых отношений.

Богач рассказал, что дело дошло до того, что когда его бывший партнер покупал определенный продукт, чтобы продавать его, он и сам покупал тот же продукт в большом количестве и выставлял на продажу по очень низким ценам, ниже его себестоимости, только чтобы повлиять на рыночную ситуацию и привести своего бывшего напарника к убыткам.

Это соперничество продолжалось долгое время, и ссоры разгорались жарким пламенем.

Однажды появился один еврей, который хотел стать посредником между враждующими и сумел устроить им встречу, чтобы примить их друг с другом. На этой встрече, — рассказывает богач, — ко мне обратился мой бывший партнер и спросил меня, как мне хватает наглости делать такое и причинять ему убытки. «Разве ты не веришь, что есть суд и есть Судья, и что в конце ты будешь наказан за все это?» — спросил он.

А я ответил ему с большим легкомыслием: «Бизнес — это свободный мир, и каждый делает в нем, что хочет…»

Стиль этого ответа, если кто не знает, вполне соответствует особенностям американской жизни.

Мой партнер, сидящий напротив, услышал мои слова и сказал тихо, словно разговаривая сам с собой: «У этого мира есть Хозяин. Если кто думает, что в бизнесе можно делать все, что угодно, он горько ошибается».

Эти слова моего бывшего напарника еще больше меня разозлили. В дерзкой манере я сказал ему: «Не учи меня, что делать, и не читай мне мораль».

А партнер, которому я так портил жизнь, снова тихо процедил сквозь зубы: «И я вправду ничему не буду тебя учить. Б-г научит тебя, что есть суд и Судья!» И к этому он уже ничего не добавил.

Эта встреча произошла утром в пятницу. А ночью в шаббат упала без сознания дочь нашего предпринимателя, и скорая помощь срочно увезла ее в больницу. Там она лежала более шести месяцев в очень тяжелом состоянии.

И так эти события стали известны.

Счастлив человек, по-настоящему знающий, что есть суд и Судья. Счастлив, кто знает, что нельзя делать все, что хочется. Кто верит в это и ведет себя согласно этой истине, у того вся жизнь выглядит по-другому. Он не станет никому вредить и создавать проблемы, зная, что все это может вернуться обратно к нему и поразить его. (Бархи Нафши)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.