«Братья расплавили наши сердца» (1:28). Когда разведчики, которых Моше послал в Ханаан, вернулись, они начали рассказывать об увиденном — страшные великаны, укрепленные города. Евреи были в панике, несмотря на то, что Всевышний пообещал им полную и безоговорочную победу. Как можно было сомневаться в силах Творца, который утопил египетскую конницу в море, а до того наказал фараона и его царство десятью казнями?
Раввин Галинский рассказал следующую историю. В годы войны он вместе с группой других евреев попал в один из сибирских лагерей. Поначалу ему светило 25 лет — начальник лагеря, принимая очередную партию заключенных, указал на ворота: «Видите? Вход — для всех, выхода нет». Но через два года р. Галинский и его «подельники» были освобождены.
Приятель раввина был уверен: освобождение — результат проявленного уважения к святым книгам. О чем шла речь? Приятель р. Галинского получил относительно чистую лагерную должность парикмахера. Каждый день у него стриглось и брилось лагерное начальство. Но вот незадача — бумаги для того, чтобы почистить очередное лезвие, не хватало.
Как-то раз зэка-парикмахера вызвали на склад и выдали ему пачку пожелтевших страниц: «Это для протирки». Мужчина побледнел — на бумаге были набраны тексты еврейских священных книг. Вечером он рассказал о произошедшем раввину Галинскому.
Тот ответил: «Прежде всего успокойся. Помнишь историю о пророке Элише, которого хотел арестовать царь Арама? Он послал за ним в город Дотан целое войско. Утром юный слуга Элиши в ужасе указал учителю на полчища, осаждающие город. Но пророк и бровью не повел. Он всего лишь попросил подростка присмотреться — о чудо! напротив полчищ Арама стояли войска ангелов Б-га. Они ослепили солдат, и пророк смог спокойно покинуть осажденный Дотан».
«Теперь я задам тебе вопрос, - продолжил раввин. - Всевышний мог спасти Элишу менее драматическим образом. Зачем надо было посылать ангелов? А затем, чтобы успокоить разволновавшегося слугу. Страх парализует человека и лишает его возможности принимать рациональные решения».
План, который разработали парикмахер и раввин, выглядел следующим образом. Они обратились к знакомому хлеборезу: «Когда ты выдаешь нам паек, крошки падают на пол, а ведь это тоже еда!» Тот удивился: «И что мне делать?» Р. Галинский предложил: «Лагерное начальство каждый день читает газеты, а затем их выбрасывает. Попроси, пусть отдадут их тебе. В газеты ты будешь заворачивать хлеб, чтобы крошки не падали».
Многоходовка сработала. Узники стали получать паек, обернутый газетой, р. Галинский кропотливо собирал газетные листы и отдавал их парикмахеру, а тот уже вытирал ими бритву. Священные книги остались нетронутыми.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.