«Мать и отца своих бойтесь и субботы мои соблюдайте» (Ахарей 19:3). Сорок лет тому назад в Израиле была создана одна из первых организаций, поставившая перед собой цель знакомить нерелигиозную молодежь с иудаизмом. Одним из сотрудников организации был раввин Галинский.
Как-то раз его повстречал знакомый, член социалистической партии МАПАМ, человек атеистических взглядов: «Галинский, я тебя знаю еще по Литве. Что вы творите с нашими детьми? Мой собственный сын стал религиозным!»
Через несколько дней Галинского вызвал к себе глава ешивы, в которой он учился. Оказалось, что в одном из театров Рамат-Гана должен пройти символический суд над «религиозными фанатиками». «Так вот, — сказал глава ешивы, — истцом будет твой знакомый из МАПАМ, а потому в качестве защитника было решено послать тебя». Никакие аргументы не помогли, и р. Галинский стал вырабатывать линию защиты.
Наступил назначенный день. В театре собралась городская интеллигенция. Истец красноречиво поведал о том, как дети из хороших семей меняют идеалы всеобщего равенства и братства на законы тысячелетней давности.
Внезапно на сцену вышел молодой человек в костюме и шляпе. «Вы кто?» — удивленно поинтересовался ведущий. Незваный гость улыбнулся и назвал свое имя — это был сын того самого партийца.
Юноша пояснил: «Меня удивило, что ваш суд проходит при отсутствии конкретного обвиняемого. Поэтому я решил сыграть его роль». Публика зааплодировала. Молодой человек не производил впечатления фанатика и мракобеса.
Процесс начался. Отец юноши процитировал заповедь «Почитай отца и мать твоих» (Шмот 20:12) и пожаловался: «Когда наши дети становятся религиозными, они отказываются есть из нашей посуды и ездить с нами на море по субботам! Где же тут почитание родителей?»
Юноша вежливо поднял руку. «Папа, — сказал он, — что я делаю, когда ты входишь в комнату?» — «Встаешь, — пробормотал отец, — но как это связано с темой нашего процесса?» — «А когда ты просишь что-нибудь, как быстро я исполняю просьбу?» — «Сразу же», — кивнул головой мужчина. — «Папа, у меня еще один вопрос к тебе: вел ли я себя подобным образом до того, как стал религиозным?»
Партийный чиновник застыл с открытым ртом. Его сын продолжил: «Сказано в Торе: “Мать и отца своих бойтесь и субботы мои соблюдайте”. Комментатор Раши поясняет: суббота и родители упомянуты в одном предложении для того, чтобы однозначно указать — если отец требует, чтобы вы нарушили субботу, либо другую заповедь, этого делать нельзя. Несмотря на почет, любовь и уважение, которое мы должны оказывать родителям».
В зале раздались аплодисменты. «Что думает об этом адвокат обвиняемого?» — спросил ведущий вечера. Р. Галинский улыбнулся: «Я предлагаю сторонам пойти на компромисс — пусть родители тоже исполняют заповеди. Таким образом молодой человек сможет и отца с матерью уважать, и Тору не нарушать».
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»