«И упрашивал он их очень, и зашли они к нему и вошли в его дом; и он приготовил им угощение, и пресные хлебы испек, и они ели» (19:3). Когда в Румынии и Венгрии установился пронацистский режим, на евреев был наложен ряд ограничений, а в обществе создалась погромная атмосфера.
Вскоре гитлеровцы захватили Венгрию. Евреи были отправлены в концлагеря. Некоторым удалось пересечь границу с Румынией и спастись. Румынские власти, в свою очередь, преследовали беженцев и при ближайшей возможности выдавали нацистам. Более того, было опубликовано постановление: за укрывательство беглеца — высшая мера наказания.
Попытаемся поставить себя на место румынских евреев. Представьте: идете вы по улице и видите еврейскую семью. По внешнему виду понятно, что это беженцы из Венгрии. Будучи смелым и благородным человеком, вы подходите и шепчете: «Я готов вас спрятать! Я тоже еврей!» В ответ вы слышите: «Нет-нет, спасибо, мы не хотим, чтобы вы рисковали. Мы как-нибудь сами справимся».
Ф-ф-ф-фу, от сердца отлегло. С одной стороны, вы продемонстрировали широту души, с другой — не придется рисковать жизнью, дрожа от каждого стука в дверь.
Такое поведение не сравнится с героизмом Лота, который жил в Сдоме — логове разврата и злодейства. Несмотря на грозившее ему наказание, он открыл дверь и пригласил путников войти. Лот не побоялся пожертвовать личной безопасностью и высокой должностью (в мидраше написано, что он был судьей).
Путники отказались: «И сказали: нет, ибо на улице заночуем». Лот мог спокойно вернуться к своим делам. Всё, что он мог, он сделал. Но Лот продолжал умолять путников остаться на ночлег.
Откуда у Лота, не отличавшегося праведностью, появилось такое упорство и готовность рисковать? Раввин Натан-Цви Финкель, «Дедушка из Слободки», дает следующее объяснение. Лот сопровождал Авраама в его походах. Гостеприимство и праведные поступки праотца стали школой жизни для Лота. А в других сферах его поведение осталось неидеальным.
Мораль: все мы не должны полагаться только на то, что мы привыкли исполнять автоматически. Да, мы соблюдаем кашрут и шаббат, надеваем тфиллин. А что с другими заповедями? С сосредоточенностью во время молитвы? С запретом сплетничать и злословить?…
(из книги «Мааян а-шавуа»)
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»