«И возгласил там Аврам Имя Г-сподне» (13:4). В трактате «Авот» написано, что Всевышний подверг Авраама десяти испытаниям, и праотец с честью вынес их все. Рабби Овадья из Бертиноро упоминает эти испытания в следующем порядке:1. В Ур-Касдиме Нимрод бросил Авраама в огненную печь. 2. Всевышний приказал Аврааму покинуть свой родной дом и идти в Ханаан. 3. Голод в Ханаане. 4. Фараон забирает Сару.
Остановимся на этом пункте. Давайте разберем испытания по порядку. Нимрод, который железной рукой правил в Ур-Касдиме, приказал поклоняться солнцу и луне, ветру и облакам. Он отрицал монотеизм. Авраам же разбил статуи идолов и начал пропагандировать веру в Одного Б-га (см. Рамбам, «Авода зара» 1:3).
Авраама арестовывают. Нимрод приказывает ему поклониться одному из идолов на выбор. Юноша отказывается, и изувер бросает его в печь. Но Всевышний спасает Авраама. Слух о свершившемся чуде распространяется по всей стране, люди оставляют идолов и учатся монотеизму у Авраама и Сары.
Хэппи-энд? Нет. Б-г открывается Аврааму и приказывает ему бросить всё и идти в «землю, которую Я покажу тебе». Праотец не пытается переубедить Всевышнего. Он встает и уходит, понимая, что его миссия на родине закончилась.
В земле Ханаанской Авраама ждут тяжелые дни. Голод не только вынуждает его искать пропитание в другой стране, но и отрицательно действует на умы окружающих: «Ага, наши божки рассердились на Авраама. Так кто же сильнее, его Б-г или наши идолы?»
Праотец исполняет то, что приказал ему Всевышний. Он покидает обещанную ему Эрец-Исраэль и спускается в Египет, где Авраама и Сару ожидают новые испытания. Любимую жену забирают во дворец к фараону. Но внезапно картина меняется.
Всевышний поражает египетского владыку и его семью язвами. Тот возвращает Сару Аврааму, а в качестве компенсации дарит стада, золото и серебро, рабов и рабынь.
«И шел он прежними своими переходами с юга и до Бейт-Эля (…) и возгласил там Аврам Имя Г-сподне» (13:3—4). Раши объясняет, что на обратном пути Авраам выплатил все свои долги. Наши мудрецы добавляют — не только материальные долги выплатил праотец, но и духовные. Он объяснил всем тем, кто сомневался в величии Б-га, зачем Творец подверг его таким тяжелым испытаниям. Скитания, голод и похищение жены привели Авраама и Сару к конечному результату, заключавшемуся в материальном и духовном благополучии.
(Из книги «Мааян а-шавуа»)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ